Людмила Кузнецова
Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть.
1. Игра «Пожелание».
Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят в кругу и, бросая друг другу мяч, говорят добрые пожелания.
Комментарий педагога:
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
2. «Я в мире, мир во мне»
Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии; развитие умения вести ролевой диалог.
Публикация «Деловая игра с родителями „Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Руководство: родители разыгрывают ролевые диалоги
Ситуация 1
Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”
Вопросы:
- Какие бы советы дали вы матери?
- Как бы сами поступили в такой ситуации?
Обобщение :
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.
Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что-то спросить?
Ситуация 2
Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают.
- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребё нок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребё нок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.
Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Обобщение : Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).
Комментарий педагога: такие диалоги формируют умения, необходимые для общения :
слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно его выражать средствами языка, поддерживать определённый эмоциональный тон.
3. «Заветы доброй старины»
Цель: развивать словесно-образное мышление, привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова, выработка положительных эмоций, сплочение коллектива.
Руководство: родители составляют пословицу из частей и объясняют её значение
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Ветер рушит горы, а слово - дружбу.
По одёжке не суди, по делам гляди.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
Комментарий педагога: применение пословиц и поговорок помогает при отработке фонетики, активизирует грамматические навыки, расширяет лексический запас, обогащают и активизируют словарь учащихся; развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;
4.«Мы разные, но мы вместе»
Цель: Закрепление правил, норм поведения и общения со своими сверстниками; показать, что дружба и взаимопонимание помогают в любой ситуации.
Руководство: Родителям раздаются листы бумаги, фломастеры. Составляют правила поведения в дружбе и изображают их на листе бумаги.
Комментарий педагога: развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.
5. «Волшебная шкатулка»
Цель: Повышение положительного эмоционального фона у детей, используя ситуацию предвосхищения, сюрпризного момента.
Руководство: Родители отгадывают, что за предметы находятся в шкатулке.
Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Когда клали этот предмет, говорили: - Привыкай к домашнему теплу (уголёк)
Когда клали этот предмет, говорили: - Будь всегда сыт (зёрнышко)
Когда клали этот предмет говорили: - Будь всегда богат (монетка)
6. «Правила хорошего тона»».
Цель: Формирование ориентации в области правил и норм культуры общения и развитие соответствующих умений. Закрепление нормы культурного поведения и общения в игровых ситуациях.
Руководство: родители разыгрывают диалоги «В магазине», «В библиотеке».
Комментарий: формируются у детей умения, необходимые для доброжелательного общения.
7. Игра «Лавина вежливых слов»
Цель: развитие культуры общения дошкольников и обогащение ролевого диалога.
Руководство: У меня в руках волшебный шарик. Тот, кто его поймает, пусть назовёт вежливое слово и передаст шарик соседу. Тот, кому шарик передали, повторяет названное слово, говорит своё и передаёт шарик следующему.
8. «Азбука культуры»
Цель: активизация речевой активности детей, их инициативных высказываний
Руководство: Родителям раздаются сюжетные картины. Находят проблему и способ её разрешения.
Комментарии педагога: в процессе совместной исследовательской деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести конструктивную беседу.
9. «Этот загадочный мир»
Цель: учить детей отгадывать загадки, а при объяснении отгадки строить ответ в форме рассуждения
Руководство: Разгадывают кроссворд, вписывают отгадки.
Комментарий педагога: Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле и способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).
1. Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде (добро)
2. Книга С. Михалкова «Что такое хорошо, и что такое …» (плохо)
3. Так называют человека, который имеет небрежный вид (неряха)
4. Так называют человека, который не умеет себя вежливо вести в обществе (невежа)
5. Как называется наука, которая изучает правила и культуру поведения людей в обществе (Этикет)
10. Режиссёрская игра «Мы журналисты»
Цель: познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций.
Комментарий :такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную речь.
Вопросы:
Итог.
А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей, проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
(Если ребёнок выполняет правило - кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно - жёлтую, нет – синюю.)
1. Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
3. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
4. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы - извиняется.
5. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.
6. Не говорит грубых (матерных слов).
7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.
“Бьёт по стеклу хрусталь лучом, ковры разбросаны по стенам,
Мы твёрдо знаем, что почём, но забываем о бесценном”.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.
Не стыдно ли за него в обществе?
Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?
На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.
Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.