Антонина Ерёменко
Консультация «Застенчивый дошкольник. Преодоление застенчивости средствами изобразительного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось большое внимание. А личность, как известно, формируется в общении. ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром. Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что то новое, подражает им, общается с ними.
Застенчивость является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что накладывает отпечаток на развитие личности. Им трудно познакомиться, не легко выразить своё мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют "показывать" себя, что мешает другим людям оценить застенчивого человека.
Темочки:
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Застенчивый ребёнок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим, стремится к общению, а с другой не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что нарушает согласованность во взаимодействии.
Причина этого- особый характер отношения застенчивого ребенка к самому себе. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлективности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок очень переживает своё Я: всё, что он делает, пропускает через ядро образа, в котором "живет" другой, подвергающий сомнению ценность его личности. Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не позволяет ему проявить свои способности. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его не застенчивые сверстники.
От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Поэтому и возникает необходимость поиска методов и приемов руководства развития ребенка, которые позволяют преодолеть застенчивость.
Изобразительная деятельность удовлетворяет разные потребности дошкольников : в деятельности, познании, овладении способами действий, что особенно важно для решения проблемы, в общении и самоутверждении.
Результаты практической работы показали: в детской изостудии снижение уровня застенчивости дошкольников и повышение их уверенности в себе происходят более эффективно, если изобразительное творчество организуется на основе совместной и коллективной деятельности, и включает условно три этапа:
- совместная работа с родителем и педагогом;
- совместная работа с педагогом и сверстниками;
- коллективная работа со сверстниками.
По мере удовлетворения потребности застенчивых детей в повышении самооценки и самоутверждении к совместной изобразительной деятельности привлекаются те сверстники, к которым застенчивые дети испытывают симпатию. Изобразительное творчество организуется в работе парами. Дети любят коллективные занятия, совместную деятельность по созданию общей работы: застенчивые забывают о своих личностных мотивах и проявляют творческие способности наряду со своими сверстниками. Особое удовольствие доставляет детям общий результат, который богаче по содержанию и производит более сильное впечатление, или индивидуальная работа. В процессе коллективного творчества создаются благоприятные условия для общения друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. А по завершении работы дети все вместе радуются результатам совместной деятельности.
Радость объединяет их, что особенно важно для застенчивых детей. Если обеспечить застенчивым детям успех в изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и справедливой оценки, это может стать средством повышения уверенности в себе, нормализации отношений с другими сверстниками, преобладания коллективных потребностей над личностными, что в итоге поможет преодолеть застенчивость.