Елена Голд
Методические разработки по развитию речевого творчества детей в условиях внедрения Федеральных государственных образовательны
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого творчества переходит сегодня в свободную самостоятельную деятельность.
Творчество ребенка – действие ребенка по особому плану. Речевое творчество у детей развивается крайне трудно. Оно необходимо для развития у детей всех психических функций, особенно воображения.
Публикация «Методические разработки по развитию речевого творчества детей в условиях внедрения Федеральных государственных образовательны» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Существуют традиционные, прописанные в программе виды речевого творчества : пересказ, сочинительство по сюжетным картинам, описательный рассказ по картине, творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Картина – лучшее дидактическое средство всестороннего развития ребенка.
Картина ежемесячно прописывается в работе воспитателя (понимание содержания, развитие словаря, моделирование сюжета, соотнесение со сказками и т. д.). Необходимо использовать детскую художественную литературу, так как детского словаря и словаря педагога недостаточно. Следует искать художественную литературу, которая соответствует сюжету картины. Смешивая свой опыт и литературный рождается творчество по описанию картины.
Как ощутить изображенные на картине листочки, цветовую гамму, траву и т. д.? Ребенок должен ощутить, понюхать, потрогать.
Картина занимает ведущее место в развитии речевого творчества не только дошкольника, но и младшего школьника. Сначала ребенок учится воспринимать дидактическую картину, а затем уже ему легче воспринимать картину в музее.
В группе всегда должна быть картина, причем в разных местах (в книжном уголке, в изо-уголке – портрет, натюрморт; в уголке природы; в сюжетно-ролевой игре, конструировании – сюжеты на городскую тематику, транспорт и т. д.).
Общие требования к организации работы с картиной.
1. Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить уже со 2-ой младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Игры по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги для имитации подзорной трубы.
Игровое действие: выборка объектов и их название.
Игровое правило: называть только один объект.
Результат: перечисление всех объектов на картине.
Например (картина «Собака со щенками») : мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава… Не забудьте с детьми обозначить небо и землю.
Игра «Кружок, в котором живет…»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами и активизировать словарный запас.
Материал: картина, чистый лист бумаги, фломастер.
Игровое действие: назвать, кто «живет» в кружочке и его обозначить на схеме.
Игровое правило: в кружке должен быть только один объект.
Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты-схемы.
Например:
Игра «Ищу родственников»
Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Материал: картина, чистый лист бумаги, фломастер.
Игровое действие: нахождение однородных объектов под определенную классификационную структуру.
Игровое правило: найти «родственника» конкретному объекту по принципу:
а) природный мир – рукотворный мир;
б) живая – неживая природа;
в) целое – частное;
г) по месту нахождения;
д) по выполняемой функции.
Результат: разные варианты классификации объектов.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо», развитие связной речи, упражнение в использовании предложений со сложно-подчинительной связью.
Материал: картина.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» к конкретному объекту.
Игровое правило: не повторять ответы других детей, отвечать развернуто и доказательно.
Результат: рассказ по картине с выбором 2-3-х объектов с описанием эмоционально-духовных связей.