МААМ-картинки

Методические аспекты современных образовательных технологий

Екатерина Борисовна Баннова
Методические аспекты современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Методические аспекты современных образовательных технологий.

План:

1. Понятия: «инновация», «педагогическая инноватика», «педагогическая технология»

2. Критерии технологичности «педагогической технологии»

3. Структура педагогической технологии

4. Методика и технология

5. Методы обучения и их классификация

6. Приемы и средства обучения

7. Формы обучения

8. Основные формы педагогического общения

9. Способы обучения

Публикация «Методические аспекты современных образовательных технологий» размещена в разделах

1. Понятия: «инновация», «педагогическая инноватика», «педагогическая технология»

Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. - «обновление, новинка, изменение»). В последние годы важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение качества развития, воспитания и обучения учащихся.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло ещё одно понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют некоторые небольшие разночтения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б. П. Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Исходя из всех этих определений, можно сформулировать одно определение –Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогическая технология - одно из направлений педагогической науки. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

Понятие «педагогическая технология» рассматривается в трех аспектах :

- научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуальном – как описание (алгоритм) педагогического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

- деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения; и в качестве системы алгоритмов, способов деятельности; и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией, либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

2. Критерии технологичности «педагогической технологии»

Любая педагогическая технология должна выполнять основные критерии технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии - опора на определенную научную концепцию (идею, включающую философское, психологическое, дидактическое (дидактика – часть педагогики, в которой обосновываются содержание, формы и методы обучения) и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность ПТ – это логика образовательного процесса, взаимосвязь его частей, целостность.

Управляемость ПТ - возможность планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность ПТ - это высокие результаты при оптимальных затратах, гарантия достижения определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость ПТ - возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

3. Структура педагогической технологии

Структура педагогической технологии включает в себя три части:

-концептуальная основа;

-cодержательный компонент обучения;

-процессуальная часть – то есть сам технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии – это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала.

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

-организация учебного процесса;

-методы и формы учебной деятельности учащихся;

-методы и формы работы преподавателя;

-деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

-диагностика учебного процесса.

Педагогическая технология представляет собой учебный процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Организация и реализация педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения – это руководящие положения, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

принцип научности и доступности обучения;

принцип системности обучения и связи теории с практикой;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

принцип наглядности;

принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

4. Методика и технология

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с детьми и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали всё расширяющимся требованиям.

В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука, реагируя на все изменения социальных условий и требований, создает все новые и новые подходы и формы.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста качества успеваемости учащихся. В связи с этим все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В отличие от использующихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов.

Таким образом, педагогическая технология отличается от других учебно-воспитательных методов по следующим признакам:

- диагностичность цели и результатов учебно-воспитательного процесса;

- предсказуемость итогов работы;

- точная последовательность операций и действий;

- гарантия достижения результатов заданного уровня и его качества.

5. Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

-лекция;

-беседа;

-рассказ;

-инструктаж;

-демонстрация;

-упражнения;

-решение задач;

-работа с книгой;

по источнику получения знаний:

-словесные;

-наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм);

-практические: (практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т. д.);

по логичности подхода:

-индуктивный;

-дедуктивный;

-аналитический;

-синтетический

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, то степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения :

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частично поисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод.

объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания в процессе объяснения педагога, из учебной или методической литературы, через интернет. Дети при этом остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

метод проблемного изложения в обучении – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем показывает способ решения поставленной задачи. Дети как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над исполнением произведений.

Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого инструктажа обучаемые самостоятельно добиваются цели. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

6. Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

К педагогическим средствам относятся:

-учебно-лабораторное оборудование;

-учебно-производственное оборудование;

-дидактическая техника;

-учебно-наглядные пособия;

-технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

-компьютерные классы;

-организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т. п

7. Формы обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые; составные; комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, зачет, экзамен, лекция, консультация, концерт и т. д.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок, конкурс, праздничный вечер, олимпиада, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, сообщение, доклад и пр.

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

- дни открытых дверей;

- дни, посвященные профориентации;

- дни защиты детей;

- недели театра, книги, музыки, спорта и т. д.

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр. ;

формы учебной деятельности учащегося (виды);

формы организации текущей учебной работы класса, группы.

8. Основные формы педагогического общения

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме «педагог-ученик» являются: монолог, диалог, дискуссия, полилог.

Монолог – форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом.

Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В диалогических отношениях существуют две формы диалога: внутренний, внешний.

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера: выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений относительно определенного факта или явления; решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения); выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются: вопросительный образ общения; обмен мнениями, идеями, позициями; дискуссии; оппонирование идей, предложений, доказательств; творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников: противоречивость; возможность оценки; вопросительность; возможность выразить свою точку зрения.

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Дискуссией (лат. Discusso – исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

9. Способы обучения

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества.

К способам обучения можно отнести: индивидуальное обучение; индивидуально-групповой способ; групповой способ; коллективный способ.

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.

Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями.

Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Публикации по теме:

Использование учителем-логопедом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Из опыта работы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК. Любая.

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.

Презентация «Апробация современных здоровьесберегающих образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС» «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий «Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

Использование современных образовательных технологий и методик. Материал к аттестации Использование современных образовательных технологий и методик Понятие педагогической технологии. В настоящее время в педагогический лексикон.

Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий «Грачи прилетели» Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие.

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий «Приход весны» Цель: систематизировать знания детей о приметах весны, как времени года. Программные задачи. Образовательные: закрепить знания детей о приметах.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических, информационно - коммуникационных, в том числе сетевых и.

Отчет воспитателя об использовании современных образовательных технологий Для решения следующих педагогических задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические аспекты современных образовательных технологий
Опубликовано: 18 октября 2018 в 16:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические аспекты современных образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Борисовна Баннова (УИ 608309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД