Папки-передвижки

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

Наталья Чурсинова
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.

Публикация «Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий» размещена в разделах

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Современный урок - это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие УУД.

1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.

2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.

3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.

4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.

5. Минимум репродукции и максимум творчества.

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования : самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей работе применяю самые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Большое место на уроке отводится работе в группах, коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например : «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов

Для формирования регулятивных УУД рекомендую использовать:

1. Приемы ТРКМ:

- Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;

- Прием «Кластеры»;

- Игра «Как ты думаешь?

- Стратегия «Зигзаг».

2. Листы самоконтроля и самооценки.

3. Портфолио.

4. Проблемно диалогическая технология.

Приемы формирования познавательных УУД :

1. Приемы ТРКМ.

- Прием «Толстых и тонких вопросов»;

- Ромашка Блума;

- Мозговой штурм:

- Перекрестная дискуссия;

- «Шесть шляп мышления»;

- Чтение с остановками;

- Прием «Верные – неверные утверждения»;

- Эссе, свободное письмо.

2. Исследовательская работа, метод проектов

3. Методы и приемы технологии педагогических мастерских.

4. «Тетрадь открытий».

5. Проблемно - диалогическая технология.

6. Технология продуктивного чтения.

Приемы формирования коммуникативных УУД :

1. Приемы технологии диалогового взаимодействия:

- Дискуссия;

- Дебаты.

2. Игровые технологии.

3. Проблемно - диалогическая технология.

4. Технология продуктивного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании предметных и метапредметных результатов младших школьников, является технология развития критического мышления.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают

его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Блез Паскаль

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий, фаз, имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала : посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.

Эта стадия носит название ВЫЗОВ, а метод Кластер

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Прием - ИНСЕРТ (пометки на полях) для решения II этапа : ОСМЫСЛЕНИЕ ( ответ на вопрос: что хочу знать)

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Следует вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру, внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.

Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске (лучше делать это цветным мелком). Ненужное, ошибочное зачеркивается. Заполнение кластера в рабочей тетради может вестись параллельно. Составляется синквейн.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках. На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы «тонких и толстых» вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос : «Из чего состоит почва?»

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию в учебнике учащимися самостоятельно проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Приём «Бортовой журнал».

Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками. В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

Что я знаю по данной теме? Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Пометки

Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ученик выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися на уроках литературного чтения и окружающего мира.

1. Илья.

2. Сильный, мужественный.

3. Ехал, сражался, победил.

4. Всем людям радость дарил.. Он - Ге рой!

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.

Приём «Корзина идей»

Тема урока: «Что такое погода и климат?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения :

Погода – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

V –уже знал

- _ думал иначе

+ _ новое для меня

? _ не понял

Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир». 1 класс, по теме «Осень- природа готовится к зиме»

Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

русский язык, 2 класс

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова? Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю

"Дерево предсказаний"

Стадия вызова.

-Как вы думаете, что такое время глагола?

-Сколько временных форм у глагола в русском языке?

-Какие вы знаете временные формы глагола?

-Обдумайте свои предположения и запишите на листочках. Обсудите со своим соседом и подготовьте ответ.

Ребята не просто высказывают предположения, но и аргументируют их: "Я так думаю, потому что…"

Прием вопросы «Тонкие и толстые»

Что?

Где?

Когда?

Зачем?

Почему?

Объясните, почему. ?

В чём различие.?

Мог ли. ?

Согласны ли вы. ?

Почему, вы думаете. ?

Верно ли. ?

Прием «РАФТ»

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Т – тема

Предлагаю ученикам написать небольшой рассказ о том, что они узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от своего имени (например, от имени героя произведения).

Роль Аудитория Форма Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему Выяснение, кому может предназначаться данный текст Выбор жанра, формы повествования Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности : учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Литература:

1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

2. Загашев И. Умение задавать вопросы. //Перемена. -2001.-№4.

3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

4. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М. ,2004.

5. Критическое мышление: технология развития : Пособие для учителя / И. О. Загашев, СПб: Альянс «Дельта», 2003.

6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»

7. Cелевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Столбунова, С. В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С. В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в развитии связной речи у дошкольников Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «От зерна до каравая» с применением современных образовательных технологий Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «От зерна до каравая» с применением современных образовательных.

Конспект открытого занятия с применением современных образовательных технологий в младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия в младшей группе по познавательному развитию «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» с применением современных образовательных.

Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий «Грачи прилетели» Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие.

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий «Приход весны» Цель: систематизировать знания детей о приметах весны, как времени года. Программные задачи. Образовательные: закрепить знания детей о приметах.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических, информационно - коммуникационных, в том числе сетевых и.

Отчет воспитателя об использовании современных образовательных технологий Для решения следующих педагогических задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного.

Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция» Статья. Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция» Современные.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 3 Информационно-коммуникативные технологии Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 18:35
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чурсинова (УИ 1637433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД