Татьяна Скрягина
Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Исходя из образовательных потребностей детей моей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я регулярно использую следующие современные образовательные технологии :
1. Игровые технологии.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Публикация «Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
Цель – сохранение самоценности дошкольного детства и сохранение самой природа детства.
Примеры использования в моей работе с детьми:
- сюрпризные моменты
- игры-забавы
- задачи – шутки
- веселые конкурсы
- викторины
- соревнования
- проблемно – игровые ситуации.
- игры, способствующие развитию познавательного интереса.
- игры, развивающие образное и логическое мышление, самостоятельный поиск решения.
- игры со специальными игрушками для исследования.
2. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей практике я использую :
1. Ритмопластика, которая способствует развивается музыкального слуха, чувства ритма, формирует правильную осанку.
2. Физминутки проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Например организованная образовательная деятельность «Лесовичок спешит на помощь».
3. Дни здоровья. Тематика подбирается в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
4. Релаксация - для сохранения психического здоровья детей. Например организованная образовательная деятельность «Про Бегемота, который боялся прививок».
5. Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Например организованная образовательная деятельность «Традиции моей семьи»
6. Гимнастика для глаз проводится - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
7. Дыхательная гимнастика - у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
3. Технология исследовательской деятельности.
В основе исследовательской деятельности воспитанников детского сада лежит исследовательская поисковая активность. Экспериментальную деятельность организовываю таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребёнком через исследовательский поиск. В исследовательскую детскую деятельность включаю следующие формы:
- выявление проблем;
- наблюдения, опыты, эксперименты, эвристические беседы;
- анализ полученных результатов, ситуации на их основе;
- прогнозирование дальнейшего развития ситуации.
Технология исследовательской деятельности используется мной в решении задачи обучения детей способам деятельности:
- Познавательно-исследовательская (опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами)
- продуктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
Решая в игровых ситуациях эту задачу, формирую у детей способность экспериментировать, искать наиболее выразительные средства для реализации своих замыслов.
4. Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования «Путешествие Витаминки»
5. Технология «ТРИЗ».
Цель – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Например, мы часто играем с ребятами в путешествия:
- путешествия по разным сказкам,
- путешествия на сказочном транспорте: на воздушном шаре, на ковре - самолете,
- путешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями.
Главный итог этих путешествий – попасть в страну знаний и понять, что знания - это и есть главное богатство. Стараюсь заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Разъяснить смысл каждого события, спрашивая детей, как они его понимают.
6. Нетрадиционные изобразительные техники.
Цель – развивать творческие способности детей, развивать мелкую моторику рук, подготовить руку к письму.
Выполняя рисунки по теме «Где живут витамины», «Богатыри – зацитники земли Русской» использую нетрадиционные техники
- восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем;
- кляксография;
- оттиск поролоном;
- монотипия.
Выполняя рисунки кроме традиционного примакивания и тычка, использую :
- печать ластиком;
- печать трафаретом;
- рисование свёрнутой тряпочкой.
Много удовольствия доставляет детям различные техники работы с бумагой при изготовлении открыток, пригласительных билетов, что в свою очередь даёт простор для творчества.
7. .Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование ИКТ позволяет развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания, а так же с целью комплексного восприятия и лучшего запоминания материала, развития познавательного интереса у моих воспитанников.
В работе с детьми ИКТ использую в процессе совместной образовательной деятельности. Это, прежде всего использование мультимедийного оборудования - создание презентаций в программе Power Point. ИТК делают организованную образовательную деятельность привлекательной, позволяют расширить возможности предъявленной учебной информации, усилить мотивацию ребёнка.
Презентации для детей:
- презентация «Семейные традиции»
- презентация «Русские бргатыри»
- презентация «Родные просторы» с музыкальным сопровождением
Игры – презентации «Что нужно казаку».
Использование ИКТ в работе с родителями, позволяет привлечь больше мам и пап к участию в воспитательно-образовательном процессе ребёнка. Использование ИКТ в организации совместной деятельности родителей и детей на проводимых мною консультациях – практикумах:
- «Для детей и их родителей»
- «Семейные мастерские»
В результате проведенных мероприятий удалось перевести родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательного процесса.
В подготовке к организованной образовательной деятельности, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей.
На сайте МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 200» ds.200centerstart.ru размещаю конспекты образовательной деятельности, консультационный материал для родителей и коллег, игровые упражнения.
В работе с детьми применяю средства мультимедиа. В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств обучения (ТСО, которое способно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного СО.
Технические средства обучения – это разные виды информации – звуковая, визуальная, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие с воспитанниками».
Мультимедийные объекты использую для :
- усиления педагогического воздействия на воспитанников, путем создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей;
- предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в аудитории («Планета», «Зима», «Кто где живет»);
- иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени.
8. Технология «Портфолио дошкольника».
Цель - помочь детям сосредоточиться на собственных достижениях, планировать дальнейшую работу и стать более активным участником воспитательно – образовательного процесса. Работа с портфолио формирует самостоятельную, независимую личность, ответственную за результаты своей деятельности.
Портфолио моих воспитанников, включает в себя: работы по продуктивным видам деятельности; грамоты за участие в спортивных состязаниях, в конкурсах рисунков, творческих работ в детском саду и др.
Использование данных технологий позволяет сформировать интегративные качества ребенка: дошкольник физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Используя различные современные образовательные технологии, провела в ДОУ следующие мероприятия:
1. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Традиции моей семьи»
2. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ для детей подготовительной группы «Богатыри – защитники Руси»
3. Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Кубанские казачьи сказки»
4. Организованная образовательная игровая ситуация по познавательному развитию в старшей группе «Лесовичок спешит на помощь».
5. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе с использованием ИКТ «Про Бегемота, который боялся прививок».
6. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе с элементами физических упражнений «На помощь Витаминке!»
7. Организованная образовательная деятельность в режимных моментах в средней группе «День здоровья»