Елена Мерлушкина
Методические аспекты применения программы по здоровьесбережению в ДОУ с детьми с ЗПР по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические аспекты использования (применения) программы по здоровьесбережению в ДОУ с детьми с ЗПР.
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, при-обретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, гибкости, силы).
Публикация «Методические аспекты применения программы по здоровьесбережению в ДОУ с детьми с ЗПР по ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения и обогащения здоровья детей c ОНР. Оздоровление детей, освоение и выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Новизна работы по здоровьесбережению заключается в том, что мы изучили, подобрали, систематизировали и применили на практике здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ в своем образовательном учреждении.
Система здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ – это про-грамма для воспитанников, испытывающих трудности в обучении и развитии, направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.
Здровьесберегающие технологии обладают широкими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Многие технологии тесно связаны с игрой и являются деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей дошкольного возраста.
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, неравномерной работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности.
Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет низкий уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов.
Названые выше недостатки мешают ребенку получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. У детей с ОВЗ (ЗПР) ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.
У дошкольников с ОВЗ (ЗПР) плохо развита ручная моторика: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, ра-ботать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от занятий лепкой и аппликацией, конструированием.
Целью здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ путём внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Задачи ДОУ по здоровьесбережению :
• Воспитание у ребёнка осмысленного отношения к своему здоровью, повышение его сопротивляемости при помощи здоровьесберегающих технологий.
• Создание условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
• Реализация системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей.
• Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
В ежедневной оздоровительной работе ДОУ с детьми с ОВЗ (ЗПР) используются:
Соблюдение двигательного режима:
• утреннюю гимнастику;
• побудка после сна;
• подвижные и малоподвижные игры;
• физкультурные занятия (в зале и на свежем воздухе);
• занятия ритмикой;
• кружок «Логоритмика»;
• физкультурные минутки;
• пальчиковая гимнастика;
• артикуляционную гимнастику;
• прогулки на свежем воздухе.
Оздоровительные мероприятия по профилактике заболевания в ДОУ проводятся включая:
• режим проветривания;
• профилактика гриппа (чеснок, лук);
• профилактика плоскостопия, хождение по «дорожкам здоровья»;
• комплекс упражнений на коррекцию осанки.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Еже-дневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной
Побудка после сна
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в группе проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить на-строение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы
Направлены на снятие напряжения с нервной системы ребенка, на его успокоение, расслабление, чтобы на занятии улучшить его работоспособность. Они предполагают постепенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы речевого аппарата
Физкультминутки
Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышления детей повышая умственную работоспособность.
Прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, оптимизирует двигательную активность детей.
Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, ме-тание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную дея-тельность всех органов и систем.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики
Она способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В группе разработаны картотеки:
• Пальчиковой гимнастики.
• Артикуляционной гимнастики.
• Картотека подвижных игр.
• Подобраны Пиктограммы для закрепления основных физических упражнений.
Работа с родителями
Один из действенных методов в работе с семьей — применение наглядной агитации. В приёмной имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. И консультаций по здоровьюсбережению детей.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлечение родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Таким образом в нашем ДОУ с/п «Детский сад «Надежда» создана и успешно применяется система работы с детьми с ОВЗ по здороьесбережению, что способствует гармоничному развитию и комфортному пребыванию детей в образовательном учреждении.