Надежда Билик
Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте в особое место занимает развитие познавательно-исследовательской деятельности. Как известно, это направление связано с активизацией процессов восприятия и ощущения, формирования представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина, положение в пространстве, вкус, запах и др.). Данные возраста благоприятны для совершенствования органов чувств ребенка, накопления его представлений об окружающем мире обеспечивают полноценное развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста, его интеллекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности является базисом умственного развития детей в период дошкольного детства.
Публикация «Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
В дошкольном детстве стоят свои задачи по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Основная база знаний закладывается в младшем дошкольном возрасте, это представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это означает, что дошкольника надо знакомить со всеми разновидностями свойств – с геометрическими формами, всеми цветами спектра. Развивать его познавательные и речевые умения. Учить определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Младший дошкольный возраст считают наиболее благоприятным для начала развития познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Цель – выделить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить педагогические условия организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов игр.
2. Подобрать методики для диагностики уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет.
3. Разработать план мероприятий для повышения уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
4. Осуществить повторную диагностику, сделать сравнительный анализ результатов.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы : теоретические (изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, диагностика, беседы, изучение научной литературы по теме исследования).
Практическая значимость данной разработки заключается в том, что на основе систематизации материала по изучаемой проблеме, был разработан перспективный план непосредственной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности с включением в них игр по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет; создан план по созданию предметно-развивающей среды, способствующей успешному развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет; подобраны методики изучения развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста; созданы картотеки подвижных и дидактических игр для успешного развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Учитывая, что игры являются основной формой и содержанием организации жизни ребенка, что игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, развитие познавательно-исследовательской деятельности детей необходимо выполнять через игровую деятельность.
Игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность воспитателя с детьми в разных режимных моментах, а также в самостоятельную деятельность детей.
Особое внимание в педагогическом процессе также необходимо уделить созданию условий для развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды дает ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Необходимо также, чтобы в группе были созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, организована предметно-развивающая среда.
Материал для игр должен быть размещен в доступных местах. Во всех зонах необходимо иметь достаточно привлекательного, красочного материала, удобно расположенного на разном уровне, чтобы дети постоянно могли заниматься активной практической деятельностью.
Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста должна быть рациональной, учитывать основные направления развития ребенка и способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, можно отметить, что развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста наиболее целесообразно проводить с использованием игры (так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, причем как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет в условиях ДОО будет более успешным при использовании в совместной деятельности воспитателя с детьми дидактических и подвижных игр, которые наиболее подходят для детей данного возраста. Также для успешного развития познавательно-исследовательской деятельности необходимо, чтобы в группе были созданы благоприятные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, создана предметно-развивающая среда.
Данная методическая разработка содержит полный набор методического материала для успешной организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов игр. Все материалы представлены в приложениях.