Елена Дмитриева
Методическая работа в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Публикация «Методическая работа в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Важным фактором улучшения качества педагогической деятельности является методическая работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Г. В. Яковлева в своей статье «Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» очень правильно утверждает: «Педагогическая практика свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке и (или) внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми». И практика показывает, что в сфере образования до сих пор остается неразрешенным противоречие между потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов, а вследствие этого – повышения качества образования, и реальным состоянием методической работы, способной обеспечить готовность педагогов к инновациям.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В. была сделана попытка обозначить этот феномен.
Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
• определять приоритетные направления инноваций;
• отбирать содержание инновационной деятельности;
• проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
• описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.
За основу методологии ФГОС ДО была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Методическая работа ДОУ направлена на повышение педагогического мастерства педагогов и, в конечном результате, на совершенствование образовательного процесса.
Обновление методической работы ДОУ происходит с таких качественных позиций:
1. Творческая переработка предыдущего опыта работы.
2. Совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.
Ключевыми направлениями методической работы выступают :
-разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения содержания образования, модернизация технологии обучения;
-оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагогов;
- развитие и саморазвитие профессионального мастерства педагогов с учетом изменений и особенностей муниципального образовательного пространства.
Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.
Педагогический коллектив ДОУ многолик, методической работой занимаются заведующий, старший воспитатель, педагоги. Но наиболее значима методическая составляющая в деятельности старшего воспитателя. Старший воспитатель является координатором общей педагогической деятельности. Именно на него следует возложить ответственность за качество всей образовательной работы ДОУ. Бремя нелегкое, именно поэтому квалифицированных старших воспитателей в детских садах не хватает. Сказывается также неготовность к данной деятельности многих начинающих старших воспитателей, проявляющаяся в неумении справиться со сложной ролью, в неспособности повлиять на ситуацию и организовать деятельность коллектива, оптимально грамотно распределив его силы.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .
4. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М. : Новая школа, 2001
5. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.