Алена Вацковская
Занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской деятельности. Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы»; совершенствовать у детей диалогическую и монологическую речь;
Развивающие:
совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи, внимание, целостное восприятие, работать в подгруппах; развивать память, мышление и воображение у детей, умение делать выводы и умозаключения;
Воспитывающие:
вызвать доброжелательное отношение к природе родного края и птицам; формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Оборудование: разрезанные картинки воробья и синицы, изображение кормушки и различных птиц, фото опушки леса, магнитная доска, карточки для игры «четвертый лишний», фишки. Мультимедийный проектор, ноутбук, запись «Голоса птиц», музыкальный центр.
Ход организационной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Занимайте свои места! (Дети сидят на коврике).
Игра с движениями:
Вставайте все за мной. Сначала мы идем по узкой тропинке. Не отставайте, идите следом друг за другом (менять направление и ритм движения).
1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);
2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);
3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);
4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);
5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);
6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).
– Ну, вот мы и пришли!
2. Основная часть
Воспитатель:
Беседа:
–Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?»
–А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
–Хотите помочь сороке? (Ответы детей)
–Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? (Ответы детей) Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. Хотите поиграть в ученых–орнитологов? (Ответы детей) Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи. – Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу. –Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
–Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».) Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
Воспитатель: Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц, вывешивать кормушки.
Игра «Угадай птицу»
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её …. (Сорока.)
4. Птичка–невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё–клё–клё» – поёт со свистом? (Клёст.)
Воспитатель: Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица)
Дидактическая игра «Кто прилетел на кормушку?» Посмотрите на картинку и скажите: (дети отвечают полным предложением)
Кто на ветке дерева? – На ветке снегири.
Кто под кормушкой? – Под кормушкой воробей.
Кто на кормушке? – На кормушке синицы.
Кто над деревом? – Над деревом сорока и голубь.
Кто справа от дерева? – Справа от дерева голуби.
Кто слева от дерева? – Слева от дерева вороны.
Кто за деревом? – За деревом ворона.
Кто перед деревом? – Перед деревом голубь.
Ребята, птицы улетели с кормушки, а пёрышки остались. Давайте разберёмся, чьи перья остались на кормушке.
Проведение опыта с бумагой:
В: Вот, посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.
В: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Дидактическая игра «Чьи перья?»
Перья вороны (чьи) – вороньи.
Перья воробья (чьи) – воробьиные.
Перья голубя (чьи) – голубиные.
Перья сороки (чьи) – сорочьи.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц зимой на кормушке не увидишь?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
На доске картинки с изображением четырех птиц. Ребенок находит перелётную птицу и убирает ее.
Снегирь, ласточка, галка, дятел
Скворец, ворона, сорока, воробей
Клест, грач, голубь, синица
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук,
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта,
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет) Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Ворона (что делает) – … каркает.
Сорока (что делает) – … стрекочет.
Воробей (что делает) – … чирикает.
Сова (что делает) – … ухает.
Голубь (что делает) – … воркует.
Снегирь (что делает) – … свистит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по–разному подают голос. А чем они ещё отличаются? Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела. Воспитатель: Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.
Упражнение «Скажи одним словом»
У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Воспитатель: Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие. Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички «Назови ласково»
Голова – (головка)
Клюв – (клювик)
Лапы – (лапки)
Хвост –. (хвостик).
Шея – (шейка).
Перья – (пёрышки).
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданиями, пришло время поиграть
Игра «Собери картинку» (игра проходит под музыку)
Дети делятся на две команды, строятся в колонну. По сигналу каждый ребенок берёт деталь пазла и составляет картинку. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием и назвала птицу.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)
Прыг–скок, прыг–скок (Прыгают)
Завертелась, как волчок (Повороты вправо–влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (Дети показывают движение)
И с дорожки на плетень,
Тири–тири, тень–тень. (Прыжки)
В: Ребята, синичка улетела, а на память нам оставили пёрышко. Как вы думаете, зачем птицам перья? (Рассуждения детей)
В: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
3. Итог занятия. Рефлексия:
Что вы узнали нового? О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?