Татьяна Дерябина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Подсолнух — солнечный цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему : «Подсолнух – солнечный цветок».
Образовательная область: познавательное развитие.
Пояснительная записка: Методическая разработка составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в МБДОУ «Детский сад №24 «Сказка», не противоречит образовательным стандартам и обеспечивает целостность образовательного процесса.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Подсолнух — солнечный цветок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подсолнух. Все о подсолнухах для детей
- Подсолнух. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель разработки: систематизация содержания поисково-познавательной деятельности, направленной на развитие познавательной активности и продуктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: В процессе реализации методической разработки дети получают новые знания о подсолнечнике, его свойствах, практическом использовании и пользе. Также формируется чувство прекрасного, обогащается словарный запас, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, любознательность и интерес к природе.
Содержание:
Введение
2. Ход занятия :
• Отгадывание загадок
• Гимнастика для глаз «Подсолнух и солнце»
• Физкультминутка «Желтый подсолнух»
• Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
• Изготовление аппликации
• Изготовление поделки
• Рефлексия
Введение: В современном мире стремление детей к познанию, изучению, исследованию очень актуально. Данная тема способствует развитию интереса к природе, любознательности, познанию окружающего мира, развитию сознательной деятельности, а также творческих задатков и воображению. Помогает сформировать знания об окружающей среде и свойстве растений (на примере подсолнечника).
Конспект занятия для детей старшей группы «Подсолнух – солнечный цветок».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о подсолнечнике.
Задачи:
Обучающие:
Познавательное развитие
- расширять представление детей о подсолнухе, как символе солнца и подсолнечнике, как о растении, из которого производят продукцию: подсолнечное масло;
- познакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами его изготовления;
- закрепить навыки количественного и порядкового счета;
Речевое развитие
- закрепить умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики подсолнечника;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;
- обогащать словарный запас детей: подсолнечник, подсолнечное масло, медоносное растение, декоративное растение.
Художественно – эстетическое развитие
- учить детей выполнять поделку из природного материала и пластилина с элементами аппликации;
- развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
Физическое развитие
- расширять диапазон двигательной активности детей;
- упражнять в развитии координации движений;
-обогащать двигательный опыт детей.
Развивающие :
Социально – коммуникативное развитие
- развивать коммуникативные навыки;
-способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и интерес к природе.
Демонстрационный материал: слайды с изображением подсолнухов, изображение солнца, бутылка подсолнечного масла, семечки.
Раздаточный материал: очищенные семена подсолнуха, заготовки сердцевины подсолнечника, пластилин, семечки, салфетки, тарелки.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в группу.
В: Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- А сейчас отгадайте загадку:
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зернышек.
- Да, это подсолнух.
Посмотрите, на нашем экране появился подсолнух. Мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним (хоровые и индивидуальные ответы).
- Ребята, а как вы думаете, почему это растение называется подсолнечник? Что оно напоминает? (Ответы детей).
-Правильно, большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать голову цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух говорится в загадке :
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда и глянет.
Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце».
- Ребята, представьте, что вы подсолнушки, и следите глазками за движением солнышка. (воспитатель берет в руки изображение солнца и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами).
Подсолнечник выращивается практически во всем мире. Ребята, давайте полюбуемся красотой цветущего подсолнечника. Посмотрите, какое бескрайнее поле подсолнечника. У нас в Тамбовской области тоже выращивают подсолнечник. Посмотрите, а какого цвета эти подсолнухи? (ответы детей)
3 слайд
Вы видели, как растет подсолнух? Давайте опишем подсолнечник, расскажите какой он.
Д. : Большой цветок желтого цвета, стебель длинный зеленого цвета, листья крупные, зеленые, а внутри подсолнечника черные семечки.
В: А как вы думаете, что делают из семян подсолнечника? (ответы детей)
В: Из семян подсолнечника делают масло, которое так и называется «подсолнечное». Давайте повторим это слово и запомним (хоровые и индивидуальные ответы).
А кто придумал из семечек, масло делать я вам сейчас расскажу.
Жил – был давным – давно Даниил Семенович Бокарёв. Шел он как – то по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок так ему понравился. Цветок был необычный, большой, а внутри с семечками и назывался подсолнечник. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно – маслянистый. Грыз он семечки, грыз, и родилась у него мысль о получении из семян подсолнечника масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снёс во двор и выбил из шляпок семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление.
Он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев, забиваемых молотком цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло – коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Даниил Бокарёв «бил масло». Тут и соседи стали к нему приходить попробовать чудо – масло. Вот таким образом Даниил Бокарёв изобрёл способ получения масла из семечек подсолнечника.
- Как вы думаете, как сейчас добывают масло?
(Ответы детей)
В настоящее время изготавливают масло на заводе. Мы с вами говорили, что из семян подсолнечника получают подсолнечное масло. А для чего нужно масло? (ответы детей)
В. : Посмотрите, вот стоит бутылка подсолнечного масла, что можно сказать о нём, какое оно?
Д. : Масло прозрачное, вязкое, тягучее.
В. : Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий.
В: Ребята, подсолнечник – важное медоносное растение. Как вы понимаете смысл выражения «медоносное растение?» (ответы детей)
Медоносное растение – это растение, с которого пчёлы собирают мёд. Повторите «медоносное растение» (хоровые и индивидуальные ответы).
Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается золотисто – желтого цвета. Ещё бывает декоративный подсолнечник.
Декоративное растение – это растение, которое выращивают ради красоты. Декоративные растения – это украшения. Повторите слова «декоративное растение» и постарайтесь запомнить, что они означают.
- Дети, а сейчас давайте с вами немного разомнёмся.
Физкультминутка «Жёлтый подсолнух»
Жёлтое солнце на землю глядит,
(руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
(с поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только жёлтые лучи у него не горячи.
(наклоны головы к левому – правому плечу)
Он растёт на длинной ножке
(руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки,
(развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, чёрных семечек полна.
(соединить над головой руки)
Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют семечки. Пробовали вы когда – нибудь семечки? Семечки очень полезный продукт, т. к. в них много витаминов и других, полезных для здоровья веществ. Дегустация семян подсолнечника. Детям предлагается попробовать очищенные семена подсолнечника.
В: Не только люди любят лакомиться семечками. Вспомните, кого мы с вами угощали семенами подсолнечника? (ответы детей)
Мы насыпали семена подсолнечника на птичьи кормушки.
Ребята, скажите, а в какой части растения находятся семечки? (ответы детей)
Сосчитайте, сколько всего подсолнухов?
К какому по счёту подсолнуху ползет гусеница?
Какой по счёту подсолнух ползет божья коровка?
На какой по счёту подсолнух летит пчела?
Какой по счёту этот подсолнух? (показ)
Молодцы ребята.
В: Вы хотите, чтобы у вас у каждого был подсолнух? Мы с вами сделаем его сами. Пройдёмте за ваши столы.
Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь о – го – го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладони в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говоря. (поднять обе руки вверх, растопырить пальцы).
Приступим? Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Ноги? На месте! Руки? На месте!
Локти? У края! Спинка? Прямая!
Поделка (дети с помощью пластилина приклеивают семечки на сердцевину подсолнуха)
Какие красивые и яркие у нас получились подсолнухи! И пусть сейчас осень, но при одном взгляде на наши поделки настроение становится по – настоящему летним.
Ребята, возьмите поделки и подойдите ко мне.
Рефлексия:
Ребята, что нового и интересного вы узнали на занятии?
Что особенно вам запомнилось?
Если вам понравилось сегодня заниматься, то возьмите у меня со стола подсолнушек. Дети, вы все сегодня хорошо поработали, молодцы.