Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Посидим на лугу в солнечный денёк» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Посидим на лугу в солнечный денёк»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе.
2. Познакомить с понятием «луг».
3. Дать знания о природном сообществе луга.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Посидим на лугу в солнечный денёк“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
4. Учить бережному отношению к растущим на лугу растениям и живущим на лугу насекомым, птицам и животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением зверобоя, тысячелистника, люпина, иван-да-марьи, клевера; пчёл, бабочек, цветочных мух; жука-навозника, жука-могильщика; перепела, коростеля, трясогузки; мыши полёвки; грибов опят луговых, шампиньонов, дождевиков;
Словарная работа: палевая краска.
Ход ОД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Вот ромашка, василёк,
Как красив из них венок!
Погулять на луг пойдёшь –
Много-много их найдёшь.
Их сорвать ты не спеши –
Полюбуйся от души.
Сегодня у нас знакомство с лугом. Мы узнаем о природном сообществе луга, будем говорить о растительном и животном мире луга, о значении луга для человека.
2. Рассказ воспитателя о луговых цветах и травах.
На лугу может быть так же интересно, как и в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть по сторонам…
Запомните: на лугу растут только травянистые растения. Присмотримся к ним.
Бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких луговых цветов горят и сверкают среди травы. Чем только не замечательны эти цветы! Одни из них лекарственные, целебны для человека и животных, другие отпугивают вредных насекомых, из третьих получают краску, иные удобряют землю. И все они вместе, и каждый в отдельности по-своему очень красивы.
Вот на жёстком стебле поднялись жёлтые цветки с пятью лепестками и с крапинками на краях, скученные на верхушках золотистыми шапками. Это зверобой. Бьёт он не столько зверей, сколько болезни. Очень целебная трава. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани - красную, рыжую, палевую, зелёную.
Название белому луговому цветку с мелкими цветочками, собранными в зонтики, дали его листья. Когда рассматриваешь их, кажется, что один лист состоит из множества маленьких листочков. Так и назвали этот цветок – тысячелистник.
Нельзя не заметить на лугу люпин. Его красочные синие, фиолетовые, жёлтые и белые цветы собраны на высоком стебле пирамидкой.
Из луговых трав красотой с люпином может сравниться марьянник, или иван-да-марья. Два имени в названии цветка неспроста – цветок-то двухцветный: ярко-жёлтый – Марья, сине-фиолетовый – Иван. Муравьи любят семена этого растения. Растаскивая их по своим дорожкам, они часто сеют этот цветок.
Мелкие цветки клевера, собранные в лилово-красную или белую головку, устроены так, что опылить их может только шмель. Клевер, который часто называют кашкой, имеет научное название – трилистник. Достаточно взглянуть на его листочки, чтобы понять, почему он так назван.
- Как называются цветы, которые растут на лугу? (Ответы детей : луговые).
- Какие луговые цветы ты знаешь? (Ответы детей : ромашка, гвоздика, люпин, иван-да-марья).
3. Рассказ воспитателя о насекомых, птицах и животных, обитающих на лугу.
Надо сразу сказать: крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато мелких животных – множество!
Особенно разнообразны насекомые. На цветках – пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов. В зелени трав – питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.
Есть на лугу очень интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. Жуки-навозники уносят в свои норки помёт животных для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мёртвых птиц и зверьков. Если насекомых-санитаров достаточно, они содержат луг в образцовой чистоте!
На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми.
Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.
На лугу живут мыши полёвки, которые, как ты знаешь, питаются растительной пищей. Из леса прилетают совы, чтобы поохотиться на мышей полёвок.
- Почему крупные животные не живут на лугу? (Ответы детей : им негде прятаться)
- Назовите насекомых, которые обитают на лугу. (Ответы детей : пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи, кобылки, кузнечики, божьи коровки, жуки-навозники, жуки-могильщики).
- Чем питаются жабы и ящерицы, живущие на лугу? (Ответы детей : насекомыми).
- Каких луговых птиц вы можете назвать? (Ответы детей : перепел, коростель, трясогузка).
- Где устраивают свои гнёзда луговые птицы? (Ответы детей : на земле среди травы).
Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики.
Как видишь, на лугу совместно живут разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг и называют природным сообществом.
4. Физкультминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Назови четвёртого лишнего представителя природного мира, который не является обитателем луга:
Ромашка, гвоздика, роза, иван-да-марья.
Перепел, ворона, коростель, трясогузка.
Подберёзовик, опёнок луговой, шампиньон, дождевик.
6. Луг и человек.
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами и бабочками. Послушай гудение шмелей и пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Часто бывает, что дети рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных красивых насекомых?
Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Не нужно этого делать! Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!
Весной некоторые большие ребята и даже взрослые поджигают сухую прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда шмелей, птиц.
7. Итог.
Приведи примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу.
Какие живые существа встречаются на лугу?
Как нужно охранять луга?
Сегодня мы побывали на лугу, видели много интересного и совсем неожиданного, например, гнёзда птиц на траве, цветочных мух, похожих на пчёл, зверобой с таким странным названием. Но очень многое мы ещё не заметили на лугу, поэтому мы сюда ещё вернёмся.
До новой встречи, луг!