Эмма Амаяковна Кургинян
Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна, для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него радость, удивление.
Публикация «Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Поскольку у детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы технические навыки владения карандашом, кистью, недостаточна развита мелкая моторика, воспитателю необходимо продумать сюжет занятия так, чтобы, с одной стороны, создать игровую мотивацию, с другой – обеспечить привлекательный для ребенка результат работы.
При этом используется прием создания проблемной ситуации:
- помощь игрушкам;
- необходимость покормить (угостить) кого то;
- «полить» растения;
- приготовить подарок для близкого человека;
- сделать сюрприз для друга и т. д.
Для того, чтобы результат получился интересным, привлекательным для ребенка, нужно подготовить заранее игровые атрибуты: например, во время лепки тарелочки для баранок, вазу для «цветов»; во время рисования «зажечь огни на ёлке», нарисовать бусы кукле на платье, для дождика нарисовать внизу листа цветы и заклеить их полоской белой бумаги, после того, как ребенок нарисует дождь, убрать полоску и ребенок порадуется, что «расцвели цветы».
Очень важно, чтобы игровой прием соответствовал поставленной дидактической задаче. Например, на занятии дети учатся лепить грибы. Можно разыграть интересную ситуацию, используя игрушки, изображающие белочку или ежа. Применяя макеты, атрибуты кукольного театра, можно изобразить уголок леса и белочку, которая ищет грибы, но не находит крепких и здоровых, так как у всех грибов есть недостатки. После этого малыши легко понимают и с радостью воспринимают игровую задачу : вылепить грибы и оставить их для белочки. На основе инсценированной ситуации они легко воспринимают требования к качеству изображения. Другое игровое действие воспитатель придумывает, чтобы привлечь детей к анализу работ. Не будет равнодушных детей, когда белочка найдет их грибочки, будет радоваться хорошим грибам, огорчаться, если гриб с кривой шляпкой, тонкой ножкой и так далее. Дети поймут, какого качества их работы, какие у них недостатки и как их исправить.
Например, в младшей группе перед детьми инсценируется сюжетно-игровая ситуация: петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червяков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (Воспитатель обыгрывает игрушку). Затем педагог обращается к детям: «Кого так боится петушок? Давайте поздороваемся с Петей и спросим». В «разговоре» с петушком дети узнают, что он боится лисы. Воспитатель предлагает им помочь петушку — нарисовать для него высокую лесенку. В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест (пожалеть, погладить, имитация движения с игрушкой (петушок бегает по полянке). Прием обыгрывания игрушки принимается младшими дошкольниками охотно, так как он учитывает присущий этому возрасту интерес к предметам и действиям с ними. Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть и обследовать изображаемый предмет.
Обыграть можно и изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). С ними можно советоваться, учить их рисовать, «бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки и т. д. Например, О. И. Нересова советует для знакомства с изобразительным материалом втайне от малышей подготовить вариант Чудо-Кисточки в образе бабочки, снежинки, цветочка, самолетика, используя глянцевую или бархатную бумагу ярких цветов. Чудо-Кисточка может предстать перед малышами даже в виде смешного гномика или зайчика. Это зависит от фантазии педагога. Затем на занятии Чудо-Кисточка «прилетает» («приходит») к малышам, здоровается (гладит по голове, носику, ладошке, дает им рисовальную силу, приглашает к столу, где приготовлены изобразительные материалы. Чем ярче и эмоциональнее пройдет игровое знакомство малышей с Чудо-Кисточкой, тем более заинтересованно они будут встречать ее появление на последующих занятиях. Чудо-Кисточка может стать игровым персонажем — помощником при обыгрывании другого изобразительного материала (гуаши, при обучении рисованию линий, пятен.
Другой прием — обыгрывание изображения. Различают обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.
Как правило, прием обыгрывания готового изображения применяется по окончании рисования. Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если малыш нарисовал дорожку — по ней будут «ходить» звери, люди и т. п. То есть содержание игровых действий определяется содержанием действий, выполняемых с этим предметом в реальной жизни. Способы выполнения этих действий могут быть различными. В большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Если воспроизводится рисунок движения, то воспитатель берет в руки поделку, выполненную детьми, и показывает ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит). Плоскостное изображение можно обыгрывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну прискакал зайчик и щиплет траву; пчела садится на нарисованный цветок и т. п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображенными персонажами. Очень важно выбрать способы выполнения действия, ориентируясь на игровой опыт детей. Младшим дошкольникам будет полезно понаблюдать, как появляется зайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зеленую, густую; огорчается, если травка негустая (дождик не полил, плохо выросла); прячется в траве и т. д. Дети этого возраста с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно повторяют изображение, чтобы исправить ошибку.
Образовательная деятельность
«Украсим платье для куклы».
Программное содержание:
Развивать у детей эстетическое восприятие, желание украсить силуэт платья кружочками, колечками.
Материалы: несколько плоскостных кукол из плотного картона; силуэты платьев, карандаши, фломастеры на выбор детей, кусочки тканей с простыми узорами.
Предварительная работа: рассматривание узоров на платьях девочек, в иллюстрациях, игры с мозаикой.
Ход занятия:
Сообщить детям, что бумажные куклы собираются идти на праздник, но у них нет нарядной одежды. Предложить детям помочь куклам – украсить их платья узорами.
Рассмотреть с детьми кусочки тканей с узорами.
Дети садятся за столы, выполняют работу.
Когда «платья» готовы, можно нарядить кукол, устроить примерку, полюбоваться работами. Куклы «восхищаются и благодарят» детей.
Далее дети свободно играют с куклами по желанию.