Ольга Гаврилова
Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка
Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск
Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. /В. А. Сухомлинский/
В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни.
Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях – добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. Она выступает той константой, которая, проходя через всю жизнедеятельность человека, задает контекст, позволяющий наиболее адекватно понять причину совершаемых им поступков. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иной сферах.
Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности. Она закладывает основы материального и психологического благополучия и более или менее успешно «подпитывает» его на протяжении всей жизни. Семья дает поддержку и генерирует реальные стимулы все большего и большего расширения своей успешности в многообразном и динамичном социальном контексте. Без полноценной семьи человек утрачивает важнейшую «частичку себя», не позволяющую ему в полной мере получить удовлетворение от достигнутых свершений.
Дошкольное образование, как институт социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства. Одним из основных и главных социальных партнеров выступает семья.
Действительно, согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет воспитания ребенка отдан семье. Однако, свою очередь ДОО—как социальная структура, должна направить свои усилия на поддержку и помощь семье, дополнить ее воспитательную функцию. При этом результат возможен только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей).
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В нашем детском саду уделяется большое внимание позитивному взаимодействию детей и взрослых, их партнёрским отношениям.
В своей работе мы используем заседания педагогической площадки, проходящей в особой форме - совместной непринуждённой деятельности взрослого и детей. Организация продуктивной деятельности, как партнёрской, связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя. Для детей мы обозначаем такие занятия как «работу в мастерской», в которую на время превращается групповая комната, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Мы заранее организуется общее пространство для работы: большой рабочий стол - его можно устроить, сдвинув обычные детские столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и т. д. За рабочим столом всегда предусмотрены места для потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей столом для воспитателя, а располагается рядом с ними. Для создания свободной, творческой обстановки, каждый устраивается, где захочет, выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, если им требуется какой-то инструмент или материал. В ходе деятельности педагог находится рядом с тем ребёнком, который требует большего внимания или слабее других в данном виде деятельности с материалом или инструментами.
Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями. Возгласы детей «У меня получилось!», «Я сделал, как мой друг!» дорогого стоят. Значит мы, взрослые наставники, на верном пути.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми - выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление.
Можно сказать, что пример педагогов в данном случае ведёт к хорошим результатам. Во-первых, дети с нетерпением ждут таких занятий. Во-вторых, получают новые знания и развивают навыки работы с различными материалами и инструментами. В-третьих, видят результат своей работы, могут оценить работы друзей. В-четвёртых, хотят поделиться своими открытиями с родителями. Вот мы и перекинули мостик сотрудничества родителям!
Мы стараемся побудить родителей наших детей к сотрудничеству и партнёрству. Родители помогают в проведении праздников, развлечений, экскурсий по городу, субботников. Принимают участие в благоустройстве групповой комнаты, помещений детского сада, участка. Родители с удовольствием берут на себя роль дизайнеров, художников, оформителей и прочее. Пример родителей подсказывает детям, как вести себя в той или иной ситуации, как корректно построить беседу с взрослыми и детьми.
Очень помогает способствовать сближению родителей и детей оформление проектов, в результате проектной деятельности родители привлекаются к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений, помогают научиться работать в команде, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Часто практикуются творческие выступления детей на родительских собраниях и в «День открытых дверей», это позволяет родителям оценить качество образовательных услуг.
И всё же, какие бы методы и приёмы мы, педагоги, не применяли бы на практике, никто и никогда не заменит ведущую роль родителей в воспитании детей. Модель их поведения и взаимодействия полностью копируется детьми. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь им в воспитании и развитии ребёнка. Семья – это великая сила в развития личности ребенка, от которой во многом зависит дальнейшая судьба маленького человека.