Рыжкова Ольга
Методическая разработка виртуальной экскурсии по родному краю «Путешествие по Юг-реке»
Виртуальная экскурсия на тему «Путешествие по Юг – реке».
Задачи:
-Расширять представления детей о понятии слова Родина;
-Познакомить детей с названием реки, откуда берёт начало, протяжённость, значение реки для города, людей; познакомить с обитателями (растения, животные);
-Расширять и активизировать словарь;
-Воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю.
Предварительная работа:
Публикация «Методическая разработка виртуальной экскурсии по родному краю „Путешествие по Юг-реке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Реки и озера
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Рассматривание фотографий, слайдов с изображением реки Юг; беседы о родном крае; чтение и заучивание стихов поэтов – земляков; дидактические игры “мир рыб”; чтение энциклопедий «Мир животных и растений», работа с картой.
Оборудование: Презентация, музыкальное сопровождение.
Ход:
Организационный момент.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
В: Ребята, о чём эта песня?
Д: О Родине.
В: Как вы думаете, что такое Родина? А что такое малая Родина? Как называется наша малая Родина?
Ответы детей.
В: Правильно. Наша малая Родина – это город Никольск.
В: Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию, а куда вы должны отгадать:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Д: Река.
Основная часть.
В: Молодцы. Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! (Дети под музыку двигаются по залу).
Звучит аудиозапись журчания воды.
В: Слышите, что это за звуки?
Д: Это течёт река.
В: Как называется река, протекающей в нашем городе?
Д: Река – Юг. (На экране появляется слайд с изображением реки Юг).
В: В далекие времена (700–800 лет назад и даже раньше) вся наша местность была покрыта дремучими лесами и носила название «заволочье». В этих лесах обитали угро-финские племена. Эти племена вели полукочевой образ жизни, селились по берегам рек и занимались охотой и рыбной ловлей. Именно эти народности передали нам названия большинства наших рек и речек. Окончания в их названиях – «ньга», «нга», «га» – означают «вода» (Кипшеньга, Луданга и др.). Название реки Юг того же происхождения: оно произошло от слова «ньюга», его видоизменения в «ньга», что опять же означает понятия «вода», «река».
В: Посмотрите, наша река течёт прямо? (Слайд – карта).
Д: Нет, она извилистая.
В: Правильно, Юг – река течёт сильно петляя. Протяжённость её 574 километра. В неё впадает множество небольших рек (Куданга, Кипшеньга, Шарженьга и другие). А эти реки, в свою очередь, принимают в себя лесные речки, питающиеся за счет болот, ключей и родников.
В: Ребята, кто знает, откуда берёт начало река, с чего она начинается? (Показ слайда).
Д: Река может начинаться из болота или озера. Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река.
В: Правильно. Река начинается с истока. Где находится исток нашей реки Юг? (ответы детей).
В: Река Юг берет свое начало на возвышенности Северных увалов. Её исток представляет собой родник, густо заросший со всех сторон. Из него вытекает небольшой ручеёк, в траве его почти незаметно. Этот ручеек и есть исток Юга.
В: Давайте превратимся в маленький ручеек.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились.
Упражнение “Ручеек” : дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия.
Воспитатель:
Наш маленький ручеек прибежал к берегу нашей реки, а мы обратно превратимся в детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.
В: Давайте рассмотрим берег реки (слайды с изображением берега реки). Что вы можете о нём сказать?
Д: Берег крутой, покрыт песком и растительностью.
В: Юг течет в крутых обрывистых берегах, густо заросших лесом.
В: Какие деревья расту вдоль берегов нашей реки?
Д: Ответы детей.
В: Берега реки густо заросли ивняком, а в верховьях к самой воде подходят еловые, березовые и осиновые леса. Изредка встречается лиственница сибирская и повсеместно пихта. (Показ слайдов).
В: По берегам Юга расположены пойменные луга. Какие луговые растения встречаются в нашей местности?
Д: Ответы детей.
В: Правильно. (Овсяница луговая, щучка, тимофеевка, незабудка, мышиный горошек, клевер, осока, полевица, манжетка, раковая шейка, таволга, лютики и другие. (Показ слайдов).
В: Луга, расположенные по берегам реки, используются под сенокосы и пастбища. (Показ слайдов).
В: Каких рыб, обитающих в нашей реке вы знаете? (Показ слайдов).
Д: Пескарь, окунь, щука, плотва…
В: Что происходит с рыбой зимой?
Д: Зимой рыба уходит под лед, собирается в одном месте или зарывается в песок.
Дидактическая игра “Что лишнее?”
Убрать изображения тех рыб, которые не обитают в реке Юг.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это рыба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у неё … (улыбина).
Если эта рыбища – у нее … (улыбища).
Физкультминутка
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
В: Каких водных животных, обитающих в нашей реке вы знаете?
Д: Водяная полевка, ондатра, бобры. (Показ слайдов).
В: А какая вода в реке?
Д: Ответы детей.
В: Как вы думаете, можно ли пить воду из реки?
Д: Нет.
В: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки (она не прошла очистку).
В: На берегах реки Юг расположено большое число пастбищ, животноводческих ферм, населенных пунктов, не имеющих очистных сооружений, и сбрасывающих неочищенные сточные воды в реку, поэтому пить такую воду нельзя.
Проговаривание чистоговорки
Да-да-да – холодная вода.
Де-де-де – не сиди в воде.
Ды-ды-ды – выйди из воды.
Ду-ду-ду – я домой иду.
«Дидактическая игра скажи наоборот».
В: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы назовете слово противоположное по значению.
Речка глубокая…. (мелкая)
Речка извилистая…. (прямая)
Речка широкая…. (узкая)
Речка длинная (короткая)
Речка бурлящая…. (спокойная)
Вода в речке холодная….(теплая)
Вода в речке мутная…. (прозрачная)
«Что может делать вода?» - плещется, журчит, бежит, льется, течет, переливается и т. д.
В: В основном Юг, как и все северные реки, имеет медленное, спокойное течение летом, быстрое – весной. Дно твердое, ровное, покрытое песчано-галечными отложениями.
В: Что происходит с рекой зимой?
Д: Она покрывается льдом.
В: (Показ слайда) Замерзает река не сразу. Вначале вдоль берегов образуется забереги, затем появляется шуга. Почти полгода спит Юг под толстой ледяной шубой. Весной Юг начинает освобождаться из ледяного плена. Весной, когда тает снег, вода в реке прибывает. Это приводит к резкому подъему воды и разливу рек.
В: Как называется такое явление?
Д: Наводнение.
В: Наводнения на нашей реке бывают не только весной, но и летом. Как вы думаете, из-за чего летом случаются наводнения?
Д: Из-за сильных дождей.
В: Правильно. Вода в это время может сильно подняться и вызвать кратковременное затопление поймы. Наводнения могут принести и людям, и животным большие беды и несчастья. (Показ слайдов).
В: В прошлом Юг был судоходной рекой. По ней ходили баржи и небольшие суда и привозили разные грузы, товары. Кто знает, что ещё сплавляли по реке Юг?
Д: Лес.
В: В прошлом река использовалась и для сплава леса. (Показ слайдов). Но сейчас, в связи с тем, что построена дорога от Вологды до Великого Устюга, лес теперь по реке не сплавляют, а перевозят на специальных машинах. Да и река наша обмелела, так что хождение речного транспорта стало невозможно – они могут сесть на мель.
В: Наш город расположен по обоим берегам реки. Как же мы перемещаемся с одного берега на другой?
Д: По мосту.
В: А вы знаете, что строительство ГЭС на реке Юг началось в 1949 г. Строили его колхозники. Она снабжала электроэнергией наш город и ближайшие населённые пункты. А в 1954 г. начались работы по строительству постоянного деревянного блочного моста через реку Юг длиной 116 м. Сейчас ГЭС также прекратила свое существование.
Дидактическая игра “Полезная река”
В: Река приносит большую пользу людям. Посмотрите на эти схемы и скажите, какая польза от реки, что она дает людям?
Д: Река дает воду, река поливает землю, река дает пищу, река дает электроэнергию, по реке ходят теплоходы, по реке сплавляют лес).
В: Дети, скажите, как не надо вести себя у реки?
Д: Нельзя мыть машину, нельзя сливать грязную воду в реку, нельзя оставлять мусор у реки, нельзя купаться в неположенном месте, нельзя ловить рыбу мелкой сетью.
В: Молодцы. А что можно делать у реки? (у реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать).
В: Ребята, послушайте, как в стихах описывает нашу реку Геннадий Горчаков «Юг –река» (отрывок из песни)
Припев: Не скажу, что широка и глубока
Северянка с южным именем река.
Не прославили её за сотни лет
Ни художник, ни писатель, ни поэт.
Да и нужен ли ей – скромнице почёт…
Знай себе, она негромкая течёт.
Куплет: Я давно пленён вот этою рекой,
Выйдешь на берег простор вокруг какой!
В: Ребята, как называет автор реку Юг?
Д: Северянка, скромница.
В: А что вы можете сказать о родной реке? (Ответы детей)
Заключительная часть.
В: Вот и подошло к концу наше путешествие по реке Юг.
- Что вам особенно запомнилось?
- О чём ещё хотелось бы узнать?
Ответы детей.
Рефлексия.
Давайте создадим картину подводного и растительного мира нашей реки Юг. (Работа на магнитной доске).