Юлия Васильева
Конспект занятия в средней группе «Что такое листопад?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Что такое листопад? "
Цель: Дать элементарные представления об осеннем явлении природы – листопад.
Познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе.
Программные задачи:
Образовательные:
исследовать строение листа;
способствовать закреплению знаний о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;
Развивающие:
Развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Что такое листопад?“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
Способствовать развитию исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать воображение и творческую активность;
Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире;
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
Воспитательные:
воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Материал: картинки деревьев, листьев, примет осени, музыка «Осенний вальс», загадки по теме «Осень», разноцветные листочки для игры, букет из осенних листьев, лупы.
Ход занятия:
1. Организационный момент «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
2. Введение в проблемную ситуацию.
Звучит музыка «Осеннего вальса».
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Дети: Осенью.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. А что происходит осенью с природой. Давайте вспомним приметы осени!
Дети называют: смена одежды; день становится короче, а ночи длиннее; часто идут дожди; листья на деревьях желтеют, убирают урожай, животные запасают на зиму корм.
(Если есть затруднения с ответом, можно напомнить показом картинок)
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку. Летом – зеленеет, осенью – желтеет, упадет – почернеет.
Дети: Листик
Воспитатель: Правильно, а на чем растут листья?
Дети: На деревьях
Воспитатель: Правильно, на кустарниках, на цветах… Послушайте еще одну мою загадку: много рук, одна нога
Дети: Это дерево.
Воспитатель: Какие вы знаете деревья?
Дети: Береза, рябина, дуб, клен, тополь, ясень, каштан…
(Если дети затрудняются ответить, показ картинок, с изображением деревьев)
Физминутка: «Одно большое дерево».
Дети встают в круг.
Воспитатель: Мы с вами одно большое дерево.
В начале оно было низкое, (дети садятся, смотрят вниз)
Затем оно росло, росло и стало. (дети постепенно поднимаются)
Высокое.
У него выросли толстые ветки (дети поднимают руки вверх и смотрят на них)
А на толстых ветках выросли…Тонкие ветки.
А на ветках красивые листочки.
Но пришла осень и листочки облетели. (дети медленно опускают руки, шевеля пальчиками, смотрят вниз
3. Открытие нового знания.
Воспитатель: это природное явление, когда начинают падать листочки с деревьев называется ЛИСТОПАД.
Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, небо становится серым, листики на деревьях «держатся» слабо, и стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.
Давайте все превратимся в осенние листочки и попробуем создать шум листьев.
Речевая разминка.
Дети, поднимают руки вверх, «играя» ими, произносят звук, изображающий шуршание листьев : «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.»
Воспитатель: Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Я листочки уношу.
Вы кружитесь на лету,
Я теперь вас размету-у-у-у-у. (усиление звука «У-у-у)
Воспитатель: ребята, давайте рассмотрим с вами засушенные листочки : зелёный и жёлтый, что вы видите?
(Дети рассматривают листья через лупу, отвечают)
Воспитатель: листья одинаковые по рисунку, но разные по цвету, у них есть прожилки (показ) .
Воспитатель: Но осенью листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными,. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в завянувшем листе. Но как же это происходит? Летом солнце светит долго. Лист всё время остаётся зелёным. С наступлением осени удлиняются ночи. Дневного света растения получают меньше. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. А если стоят солнечные дни, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужен листопад деревьям?
Ответ детей. (рассуждение)
Воспитатель: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Воспитатель: Возьмите в руки осенние листья. Представьте себе, что вы листья деревьев, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют, затем садятся на свои места).
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Шагают» пальчиками)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый букет из осенних листьев у меня! Вы, наверное, обратили внимание, что у нас листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».
Дидактическая игра “Какой лист?”
Лист берёзы – берёзовый лист.
Лист дуба – дубовый лист.
Лист липы – липовый лист.
Лист осины – осиновый лист.
Лист клёна – кленовый лист.
Лист тополя – тополиный лист.
Лист рябины – рябиновый лист.
Воспитатель: Вы уже знаете, что есть копилка народных мудростей, пословицы и приметы. Послушайте их.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Воспитатель: вот какие интересные новые приметы мы узнали с вами сегодня!
4. Анализ:
- О чём мы сегодня говорили? Как называется природное явление, когда падают листочки? Какие деревья вы запомнили? Для чего нужны деревья?
Кто запомнил примету осени?