Настя Тагильцева
Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ.
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
4. Заключение
1. Введение
В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого значения в музыкальном исполнительстве, которого заслуживает на самом деле. Несмотря на то, что порой она значительно ответственней педагогической: выступление солиста на сцене проходит в ансамбле с концертмейстером, от мастерства которого в значительной мере зависит успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера, который должен в ситуации, когда солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст, не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Публикация «Методическая разработка „Особенности работы концертмейстера в классе вокала“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику, преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.
2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ
Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи обширным репертуаром, у аккомпаниатора просто нет условий для заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным текстом.
Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа есть эффективный способ - прочтение музыкального материала «про себя». Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман). Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как внутреннего слуха, так и музыкального мышления, способностей анализировать.
Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в ансамбле с учеником. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра солиста и аккомпаниатора: единство динамических оттенков, штрихов, звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени, что делает его профессию схожей с профессией дирижера. Верно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле следует исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого воспитанника.
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т. к. человеческий голос, как ни один другой инструмент богат и труден в исполнении.
Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику получится легче, если он будет знать свою партию и уметь ее сольфеджировать. Иногда возникают проблемы с пропевами, это нужно делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.
Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и умением произносить грамотно текст. Когда вокальная строка хорошо выучена на первый план выходят ансамблевые задачи, при этом концертмейстер становится дирижером.
Во время разучивания с учеником программного произведения, концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, правильной дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.
С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Если вокалист еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т. д.
Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, тяжелый звук аккомпанемента, вызывает форсирование звуком вокалиста, мягкое звучание фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».
Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста, разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство предполагает такие качества, как чуткое понимание партнера, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственно на выступлении.
Заключение
Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко специфично. Работа профессионального концертмейстера невозможна без артистизма, детального знакомства с различными певческими голосами. Также необходимо обладать многосторонними знаниями и навыками по предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свою определенную педагогическую технологию, соответствующую требованиям современного гуманно-личностного обучения.