Светлана Шатова
Методическая разработка темы на ноябрь «Живой мир Земли» (подготовительная группа). I-неделя «Рождение жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на ноябрь «ЖИВОЙ МИР ЗЕМЛИ» (подготовительная группа)
Тема I недели: «Рождение жизни на земле»
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Методическая разработка темы на ноябрь „Живой мир Земли“ (подготовительная группа), I-неделя „Рождение жизни“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- формирование основных представлений о возникновении и развитии жизни на Земле : состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении на планете воды, зарождение первых живых существ, эволюция древних обитателей Земли;
- формирование представлений и установление причинно-следственных связей о круговороте воды в природе, понятий о гидросфере, атмосфере Земли.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о живом и неживом мире;
- развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью, основы логического мышления;
- развитие навыков сотрудничества, партнерства.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологически грамотного поведения, интерес и любовь к природе;
- воспитывать у детей уважение к людям труда (геолог, шахтер, шофер, кондуктор, экскурсовод, регулировщик движения);
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга.
Методы и приемы организации деятельности:
- беседы познавательного характера;
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий на тему "Животные", "Динозавры", "Пресмыкающие", "Млекопитающие", "Живой мир", "Возникновение жизни" и т. д. ;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения, исследовательская деятельность;
- работа с моделями (возникновения жизни на Земле, взаимосвязи живой природы с условиями жизни и жизнедеятельности людей; придумывания сказок) и др. ;
- использование художественного слова, стихов, загадок;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка демонстрационного и раздаточного материала, подготовка развивающей среды;
- привлечение родителей к совместному с детьми поиску информации по теме, участию в образовательном процессе своего ребенка;
- чтение с детьми художественных произведений о дружбе, правилах поведения, познавательной литературы (энциклопедии по теме).
Прогнозируемые итоги:
- целостное представление у детей о зарождении жизни на Земле и ее обитателях;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности со взрослыми, обогащение словаря;
- проявление у детей активности, самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- осознанное желание бережно относиться к природе;
- совершенствование экологической среды группы;
- проявление интереса у родителей к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.
1-й день:
Организованная образовательная деятельность
Познание окружающего мира "Зарождение жизни на Земле".
Формирование основных представлений о возникновении и развитии жизни на Земле : состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении на планете воды, зарождение первых живых существ, эволюция древних обитателей Земли. Построение наглядной условной модели эволюции (работа в компаниях по 3-4 человека).
ИЗО-деятельность: лепка из пластилина "Динозавры".
Развивать умение определять пропорции основных деталей на основе иллюстраций, использование различных инструментов для нанесения чешуек (ножницы, стеки). Развитие воображения, умение проявлять творческую инициативу.
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа с проблемными вопросами: - почему первыми появились растения, а не животные? (растениям нужна для жизни вода и свет, а животным нужны для пищи растения); - почему исчезли динозавры? - как на Земле появились животные, человек?
Составление плана совместных действий «что мы знаем», «что хотим узнать», «где узнать».
Исследование: рассмотреть под лупой строение пера птицы. Провести опыт с водой (перо не мокнет, капельки скатываются, отталкиваются.)
Д/ игра: «Найди отличия и сходства» (птица и динозавр, способ рождения (выводятся из яиц, строение конечностей, покрыты лапы чешуйками, (можно сделать вывод, что птерозавры - предки птиц).
Прогулка: Трудовая деятельность: поддержание чистоты на участке; подкормка птиц.
П/ игра: «На земле, в небе, в воде».
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить с/р игру "Путешествие в прошлое"
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Предложить различные виды конструкторов для постройки "машины времени", динозавров; мозаики, пазлы и т. д.
Развивающая среда
Видеоролики и слайды из фильма "Истоки жизни"; иллюстрации и детские энциклопедии по теме; картинки динозавров; современных родственников (ящерица, крокодил, черепаха, змея).
Иллюстрации, энциклопедии на тему: "Динозавры", "Пресмыкающие", "Возникновение жизни" и т. д.
Работа с родителями
Подготовить ответы на вопросы по выбранной теме "Динозавры", "Возникновение жизни" с использованием иллюстраций, рисунков и т. д. (по инициативе ребенка и его родителей).
2-й день:
Организованная образовательная деятельность
Художественная литература. С. Седов "Сказки про Змея Горыныча". Помочь детям вникнуть в смысл прочитанного, почувствовать юмор. Умение рассуждать, сочинение своих историй по аналогии; развитие творчества, фантазии. (Парамонова, стр. 143)
Конструирование из бумаги "Театр бибабо". Обогащение знаний о театральном представлении, профессии оформителя, осветителя, костюмера; навыки работы с бумагой; воспитание стремления доставить радость другим. (Парамонова, стр. 471)
Совместная деятельность педагога и детей
Исследовательская деятельность
"Из чего сделан мир". Дать понятие о том, что все в мире из чего-нибудь сделано - это вещество; воздух, которым мы дышим тоже состоит из веществ. Вещество может быть твердым, жидким, газообразным.
Опыты: - нагревание воды (пар); - полить посаженный росток комнатного цветка, накрыть банкой (откуда появились капли воды внутри банки)
Прогулка: Наблюдение за облаками ( обсудить круговорот воды в природе: облака - это скопившиеся испарения воды, с осадками опять на землю - питают растения и т. д.)
П/игра по желанию детей.
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить настольные д/игры (по теме проекта).
Создать условия и предложить сочинение сказок и историй с опорой на заместители, использование кукольного театра.
Развивающая среда
Иллюстрации, энциклопедии по темам: "Земля", "Круговорот воды в природе", "Волшебные сказки", "Драконы и динозавры", "Профессии в театре" и т. д.
Работа с родителями
Домашнее задание: наблюдение за приготовлением яичницы (было жидким, потом стало твердым, и жидким уже не будет).
3-й день:
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи и основы грамоты "Каждая птица свое гнездо защищает". Побуждать высказывать свое мнение, рассуждать, строить предложения разной грамматич. структуры, подбирать слова близкие по смыслу, использовать образные выражения; развивать дикцию, арт. апт., интерес к письму. (Парамонова, стр. 768)
ИЗО-деятельность: Рисование "Театр бибабо". Оформление театральных кукол бибабо: раскрашивание, самостоятельное смешивание красок, моделирование костюма в соответствии с характером и размером персонажа. Познакомить с профессией гримера и элементами искусства театрального грима, воспитывать художественный вкус. (Парамонова, стр. 480)
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа "Посещение театра" : - что есть в театре ( обогащение словаря: сцена, партер, амфитеатр, кулисы, декорации, рампа, антракт); - кто работает в театре (актеры, режиссер, осветитель, гример, костюмер и т. д.); - правила поведения в театре.
Прогулка: Наблюдения за погодой (ветром). Земля окружена невидимым слоем воздуха. Этот слой называется - атмосфера, он сохраняет тепло Солнца; содержит газы необходимые для дыхания (кислород, которым мы дышим). Без воздуха не было бы жизни на Земле. Чем выше воздух, тем меньше в нем кислорода. ( Опыты: холодный, чистый, запах костра, машины и т. д.)
П/игры по желанию детей.
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Предложить нарисовать (построить.) театр; сделать пригласительные билеты.
Создать условия для игр в театральном уголке (различные виды театров).
Развивающая среда
Различный материал для изготовления кукол (краски для грима, цветная и креповая бумага, кусочки ткани, нитки, ленточки, тесьма, пуговки, бусины, палочки и т. д.).
4-й день:
Организованная образовательная деятельность
Основы математических представлений
Установление различных временных
отношений. Построение модели типа часов и графической модели типа оси для установления временных отношений (времена года, месяцы). Представление о древних времяисчислениях (какие раньше были часы). Ознакомление детей с числами второго десятка и их записью ( как люди в древности придумали счет: 10 -"цать"; "1 на цать" и т. д.)
Совместная деятельность педагога и детей
Экспериментальная деятельность: определение свойств воздуха – веса (взвешивание пустого и надутого шарика, объема (сжатие и расширение надутого шарика, при отпускании надутого шарика - он взлетает за счет выхода струи воздуха, направить струю воздуха в щеку; (воздух находится на Земле повсюду, даже в наших телах; мы не видим, не слышим воздух, не чувствуем его запах; он изменяет погоду, сохраняет тепло и холод предметов, звук распространяется по воздуху; живые существа им дышат).
Прогулка: Предложить на участке изготовить и установить солнечные часы (наблюдение по солнечным часам за временем суток).
П/ игра: "Делу время - потехе час".
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить с/р игру "Гидрометцентр", "Прогноз погоды" (телевидение) и т. д.
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах по выбору детей.
Предложить сделать коллективный коллаж или макет "Древний мир".
Развивающая среда
Иллюстрации и энциклопедии на тему "Часы и время".
Различные часы: песочные, электронные, механические, ручные, секундомер и т. д.
Работа с родителями
Дать задание: понаблюдать с ребенком вечером за луной (новолуние, полнолуние).
5-й день:
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи и основы грамоты "Охотники на мамонтов". Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие, задавать вопросы и отвечать на них; развивать навыки сотрудничества. Формирование действия изменения слов. Воспитание интереса к письму. Проведение звукового анализа слов с использованием смешанной модели. Развитие артикуляционного аппарата. (Парамонова, стр. 801)
Совместная деятельность педагога и детей
Безопасность: Чтение рассказа «Приключение маленького Кислорода».
«Как мы дышим?» - ознакомить детей с тем, как устроено тело человека и млекопитаю-щего; сравнить схожесть. Установление взаимосвязи "человек - воздух - растения" и как устранить загрязнение воздуха - предложить зарисовать схематичную модель.
Предложить д/ игры: «Наши органы чувств», «Узнай по запаху» (определить, что имеет запах, что нет).
Прогулка:
П/игры "Охота на мамонта", "Делу время - потехе час" и по желанию детей.
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия для организации выставки поделок, детских работ и деятельность в продуктивных зонах по выбору детей.
Создать условия и предложить показать сочиненную сказку детям другой группы с использованием кукольного театра "бибабо".
Развивающая среда
Наборы для игры «Узнай по запаху».
Условные обозначения для построения модели взаимосвязи "человек - воздух - растения"
Работа с родителями
Выставка детских работ "Рождение Земли", "Динозавры", "Древний мир" и т. д.