Ольга Панова
Методическая разработка тематического занятия «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие «Кузьминки»
/для детей старшего возраста и их родителей/
Цель: продолжать знакомить детей с обычаями русского народа: встречи зимы и проводов осени по народному календарю (14 ноября - день Кузьмы-Демьяна)
Задачи:
Образовательные: создать комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются.
Развивающие:
- совершенствовать навыки народных игр с детьми.
Публикация «Методическая разработка тематического занятия „Кузьминки“ для детей старшего дошкольного возраста и их родителей» размещена в разделах
- развивать вокальные навыки средствами музыкального фольклора.
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу.
Активизация словаря:
хозяюшка, кузнец, ремесленник.
Ход занятия : Дети в русских народных костюмах заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
/Дети здороваются /
Сейчас мы с вами поздоровались по - современному, а теперь давайте поздороваемся так, как здоровались раньше на Руси. (Здороваются (гостям) Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в гости к нам! (Кланяются в пояс)
А теперь я хочу рассказать вам об одной русской традиции – празднике, который встречали раньше на Руси в ноябре. И праздник этот называли «Кузьминки».
Кузьминки или день Кузьмы и Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени. Кузьма и Демьян были кузнецами, они ковали сохи и плуги, и раздавали их людям бесплатно, за работу денег не брали. Парням помогали хлеб молотить, а девушкам пряжу вить. А еще говорили, что браться были волшебниками, они могли заковать землю в ледяные оковы. А давайте и мы с вами этот праздник справим. Пойдемте в гости, нас уже хозяюшка дожидается.
Хозяюшка.
Ой, слышу, уже идут гости!
Музыкальный руководитель. Здравствуй, хозяюшка, пришли мы к тебе народный праздник справить Кузьминки.
Хозяюшка. Проходите, милые, ребята, а на Кузьму и Демьяна всегда веселились: пели и плясали, в веселые игры играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру в которую играли наши прабабушки и прадедушки.
Игра «Бабушка, угадай»
Музыкальный руководитель. Хозяюшка, а вам работнички нужны?
Хозяйка. А что вы делать умеете?
Дети. А вот что!
Песня «Посмотрите – ка, у нас то в мастерской»
Музык. Рук. Вот, Хозяюшка, какие у нас ребята мастеровые. Умеют трудиться, умеют и веселиться!
Игра «Гончары» р. н. м.
Хозяюшка. Ай, спасибо, работнички, гончары вы умелые!
Музыкальный руководитель.
Про Кузьму споем частушки, выбегайте-ка девчушки,
И мальчишки выходите, свою удаль покажите!
Частушки про Кузьму.
Хозяюшка приглашает детей присесть рядом с ней. После встречи праздника женщины принимались за зимнюю пряжу, обращались к Кузьме и Демьяну, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто её раньше. «Батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними!» /Девочки повторяют/
А вот и курничек нас дожидается, на Кузьму Демьяна всегда курники пекли. Это пирог с куриной начинкой. В этот день едят кур, цыплят и строго следят, чтобы косточки во время еды не ломались, а то куры уродливыми будут.
Мальчишки, а вы курочку принесли?
Мальчик. Вот принесли!
Девочка. Тогда мы с вами поиграем! Будем в «Чижика» играть – крепко-крепко целовать!
Поцеловочная игра «Чижик»
Музыкальный руководитель.
Эй, девчонки – хохотушки,
Развеселые подружки.
Эй, ребята молодцы, озорные удальцы!
Не пора ли поплясать
Свою удаль показать.
Пляска «Во саду ли в огороде»
Хозяюшка. Ишь ты! Вы все веселитесь, а про нашего Кузьку забыли - а ведь сегодня его праздник! В конце праздника заносили чучело Кузьмы и величали его. Давайте и мы с вами заведем хоровод и попрощаемся с Кузюшкой.
Хоровод «Милый наш Кузюшка»
Музыкальный руководитель. Ох, упал родимый. Знать, осени конец!
Прощай, Кузюшка!
До новой осени!
До нового урожая!
Хозяюшка. Давайте произнесем эти слова вместе. (Дети произносят слова хором).
Хозяюшка. Вот и подошло наше занятие к концу. А как называется праздник, на котором мы сегодня побывали? (Ответы детей).
Что делали в этот праздник? (Ответы детей).
Хозяюшка. Пора и курник идти пробовать.
Музыкальный руководитель. Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья!