Светлана Симонова
Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие игрушки, красивые костюмы, музыкальные инструменты для сопровождения постановки. Малыши непосредственны, они легко вступают в контакт с героями простейших театральных постановок : с зайчонком, медвежонком, петрушкой.
Публикация «Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра» размещена в разделах
- Младшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Дети с удовольствием наблюдают за событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц, выполняют их просьбы, предостерегают их об опасности. В 2-3 года малыши с интересом смотрят постановки по русским народным сказкам, таким, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Не меньшей популярностью пользуется у малышей театр на фланелеграфе. Персонажей и декорации к такому театру можно вырезать из старых книжек. Для того чтобы они легко крепились на фланелеграфе, на обратную сторону фигурки приклеивают кусочек бархатной бумаги.
В этом возрасте формируется интерес к играм-драматизациям. Детям необходимо читать и рассказывать больше сказок и стихов.
Театрализованная деятельность имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей дошкольного возраста. Она способствует всестороннему развитию ребенка. Посредством театрализованной игры у ребенка развивается интерес к родной культуре, литературе, искусству. Кроме того, театрализованная деятельность носит коллективный характер, участвуя в которой, дети учатся взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Использование театрализованной игры способствует их умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. В такой игре отлично развиваются такие психические процессы, как речь, внимание, мышление, память, воображение, фантазия. Ребенок воспринимает себя, как актера, у него повышается самооценка. Перевоплощаясь, ребенок ощущает, что он может все, исчезают комплексы, появляется уверенность в себе.
Виды театрализованных постановок.
Пальчиковый театр. Готовятся атрибуты на пальчики. Ребенок надевает его на пальчик или на несколько пальчиков несколько атрибутов и сопровождает действия персонажей речью.
Театр на фланелеграфе. Плоскостные картинки на фланели или бархатной бумаге.
Настольный театр. Фигурки для настольного театра можно купить в магазине или сделать самим, используя картинки из книжек.
Кукольный театр. Можно купить или сделать самостоятельно.
Игра-драматизация с использованием масок.
Театрализованными постановками можно заниматься, как в детском саду, так и в семье. Любой спектакль можно поставить детям вместе с родителями. Спектакль – это театрализованная игра, которую взрослый помогает организовать, подготовить атрибуты, декорации и играть в нее вместе с ребенком.
Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.
Цель работы: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
2. Развивать у детей мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать память.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Повышение уровня речевого развития.
6. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении.
С детьми была проведена предварительная работа:
Пальчиковые игры:
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Зайчата.
Вот встречаются зайчата. Дети трут тыльные стороны
Как согреться нам, ребята? ладоней друг о друга.
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.
Лошадки.
По дороге белой, гладкой Пальцы скачат по столу
Скачут пальцы как лошадки Дети повторяют текст за взрослыми
Чок-чок-чок. «Чок-чок-чок»
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
Чтение художественной литературы, сказка «Теремок»
Цель:
создать благоприятные условия творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа.
2. Закреплять умение детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
4. Воспитывать вежливые, дружеские отношения между собой.
Настольный театр.
Настольный театр - это игровая деятельность проводится на столе.
Цель: создавать условия для раскрытия творческих возможностей детей в ходе театрализованной игры.
Задачи:
- способствовать умению детей создавать образ героя сюжета сказки
- способствовать умению обыгрывать взаимодействие с другими персонажами
- углублять способности к творческой деятельности,
- стимулировать художественное воображение,
- развивать способность к ассоциированию, реализации творческих замыслов в их сюжетной разработке.
С детьми была проведена следующая предварительная работа:
Игра на развитие внимания и памяти «Молчанка»
Цель: развивать умение быстро сосредоточиться; активизировать память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
Тише, мыши,
Кот на крыше,
А котята ещё выше!
Раз, два, три, четыре, пять,-
С этих пор пора молчать!
Предварительное ознакомление с текстом произведения «Колобок» и «Волк и семеро козлят».
Цель: познакомить со сказками «Колобок» (обработка К. Ушинского); «Волк и семеро козлят»
Задачи:
1. Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (весёлый, печальный, этические качества (хитрый, добрый).
2. Развитие речи, памяти, умение интонационно выделять речь персонажей.
3. Воспитывать доброе отношение к героям сказки.
Фланелеграф
Фланелеграф оригинальная форма иллюстративного рассказа.
Цель: вызвать чувство радости. Создать веселое настроение.
Задачи: способствовать отзывчивости на доступные возрасту литературно- художественные произведения. Воспитывать умение наблюдать за развитием действия в представлении. Закрепить знания о русских народных сказках.
С детьми была проведена следующая предварительная работа:
Игра-имитация «Как животные умываются?».
Цель: Развивать слух и зрительное восприятие, память.
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: развивать мышление, умение отвечать на вопросы (картинки).
Чтение художественной литературы: сказка «О глупом мышонке»
Цель: познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению.
Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.
Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки.
Закрепить произношение звуков [п], [и], регулировать силу голоса.
Театрализованные постановки.
В занятия по театрализованным постановкам мы включаем просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, а так же игры – драматизации. В 2-3 года малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют не большие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от театрализованных постановок в последствии будут развиваться творческие способности детей.
Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные, эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)
С детьми была проведена следующая предварительная работа:
Ознакомление с потешками «Лиса по лесу ходила», «Петушок, петушок золотой гребешок».
Цель: продолжать вызывать интерес к фольклору. Добиваться понимать содержание поэтического произведения, используя иллюстрацию. Познакомить и активизировать в речи детей слова : ходила, заводила, драла, плела, лапотки. Помочь детям запомнить новую потешку.
Предварительное ознакомление с текстом произведений:
«Как лиса зайцев обманывала».
Цель: развивать умение пересказывать художественный текст.
Задачи: развивать умение слушать художественное произведение, последовательно и выразительно передавать содержание произведения, обогащать словарный запас детей, тренировать произвольное внимание, память и воображение.
«Кот, петух и лиса».
Цели: вызвать эмоциональный отклик при чтении сказки; учить работать с текстом; развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя; побуждать высказываться о героях; развивать и активизировать речь детей; совершенствовать навык работы по иллюстрациям; умение передавать некоторые интонации; воспитывать интерес и любовь к сказкам, воспитывать чувство взаимовыручки.
Игра-драматизация с использованием масок.
Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. В них ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев, переживает за них.
Цель: использование масок для активизации детей в театральной деятельности.
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом.
2. Побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и игрушки оригами.
3. Развивать речь детей : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях с использованием масок.
С детьми была проведена следующая предварительная работа:
Обыгрывание сказки «Репка».
Задачи:
- учить узнавать и называть сказку, обыгрывать несложный сюжет по ее мотивам;
- учить понимать содержание сказки, называть персонажей;
- развивать коммуникативные качества;
- обогащать и активизировать словарь по темам «Сказка», «Овощи»;
- учить на одном выдохе произносить два слога (мяу-мяу, гав-гав, пи-пи, говорить громко, выразительно, повторять несложные фразы;
- развивать речевой слух и речевую активность; побуждать подражать голосам животных и запоминать звукоподражания;
- продолжать учить строить грамматически правильные фразы;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам и их персонажам.
Настольная сюжетно-ролевая игра «Репка»
Цель: развивать творчество, самостоятельность, артистические навыки в ходе игры, приобщать дошкольников к сказкам
Задачи:
Образовательная: учить детей использовать для передачи образов героев сказки выразительные средства: интонацию, жесты, мимику
Развивающая: способствовать разностороннему развитию детей; развивать память, диалогическую речь, воображение, словестное и певческое творчество.
Воспитательная: воспитывать дружеские и доброжелательные взаимоотношения.
Ребята с удовольствием самостоятельно играли роли героев сказки. Для того, что бы дети активно играли самостоятельно, нужно давать образцы для накопления художественных впечатлений (читать, показывать спектакли и игры с игрушкой, обыгрывать сценки с элементами введения ребят в сюжет).
Список используемой литературы :
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2006.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дош. восп. 2009.-№4.
3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.