Ильмира Башпаева
Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее…»
В. А Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.
Публикация «Творческая работа „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Воспитателю, организуя разнообразную деятельность с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. А так же, в процессе работы необходимо учитывать следующие принципы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребёнка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, чтения литературы. Рассматривание иллюстрации, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманности - предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
• Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
• Принцип системности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
• Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разного уровня развития.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Наблюдая за детьми я обнаружила проблему - недоразвития у детей мелкой моторики рук. У данных детей, как правило, возникали трудности в развитии речи, мыслительных процессов, эстетического восприятия. Поэтому возникла идея организовать работу с детьми по развитию мелкой моторики и рассмотреть её влияние на развитие детей в интеллектуальном и эстетическом плане.
Моя педагогическая идея - в процессе развития мелкой моторики пальцев рук способствовать интеллектуальному и эстетическому формированию личности ребёнка
Чтобы результат работы был эффективным, необходимо было использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Исходя из педагогической идеи, была поставлена следующая цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
И так же были выделены следующие задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме, быыли подобраны дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.
Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого проводился конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики, сделанное своими рукам
Сформирован сенсорный уголок. Он стал необходимым условием в группе для ознакомления детей с мелкой моторикой.
Подобрано оборудование: пластмассовые и деревянные конструкторы, «пазлы», «шнуровки», счётные палочки разного цвета, «мозаики», наборы кубиков для сбора картинок, тренажёры, бусы, матрёшки, мешочки с различными наполнителями и многое другое.
Был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год (смотреть приложение)
На диагностическом этапе проводилась диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребёнка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев.
Результаты диагностики на начало работы показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 9% воспитанников, 25% имели средний уровень и 66%-низкий.
Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя.
Реализация плана происходила в процессе НОД (продуктивной деятельности, в индивидуальной работе, на прогулке, утренней гимнастике, в процессе самообслуживания, в игровой деятельности, в совместной деятельности с родителями. Были затронуты все образовательные области.
Использовались различные формы работы.
Формы работы
1. Пальчиковая гимнастика, упражнения;
2. Непрерывная образовательная деятельность;
3. Дидактические, настольно-печатные игры;
4. Проблемные ситуации, беседы;
5. Детское творчество, пальчиковые игры;
6. Самостоятельная деятельность в уголке творчества;
7. Организация выставок;
8. Индивидуальная работа с детьми;
9. Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.
10. Выполнение работ
Средства развития мелкой моторики
1. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Рисование пластилином (пластилинография) - не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.
2. Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных
3. Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
4. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
5. Игры с крупами
• Прячем ручки
• Пересыпаем крупу
• Дождь, град
• Покормим птичек
• Разложи по тарелочкам
• Вкусная кашка
• Найди игрушку
• Игра «Золушка»
• «Отгадай, какая крупа в мешочке»
• «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
• «Накорми колобка»
6. Игры с природным материалом
Из камешков, палочек,шишек,мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
7. Рисование, штриховка
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
8. Игры с песком
Варианты игр с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
9. Игры с водой
Варианты игр
- Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.
- Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.
- Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.
10. Развитие тактильных ощущений
11. Шнуровка
12. Пальчиковый театр
13. Массаж пальцев и кистей
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
14. Пальчиковые игры и гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
5. Результативность опыта
Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.
Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
С высоким уровнем- 25% воспитанников, средний уровень у 61% детей,
низкий - у 14%
• Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:
• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
• Дети стали более эстетически развиты.
• Улучшились партнерские отношения педагогов с детьми.
• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
• Разучены с детьми пальчиковые игры.
• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Приложение.
Перспективный план по развитию мелкой моторики
на текущий 2015-2016 учебный год
Период Содержание работы Формы работы
Сентябрь Изучение литературы по теме Работа по самообразованию
Составление картотеки игр по мелкой моторики. Использование литературы по дошкольному воспитанию.
Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей Подбор материала по теме проекта.
Анкетирование родителей
Обследование детей Диагностические задания
Проведение конкурса на лучшее пособие или игру на развитие мелкой моторики Выставка работ родителей
Октябрь Упражнения «Здравствуй пальчик», «Капуста», «Грибы»
Пальчиковая гимнастика
Рисование «Корзина овощей»
НОД (рисование по трафарету методом штриховки)
«Забавные фигуры»
Конструирование (выкладывание фигур из счетных палочек)
Сортировка «Помоги Золушке»
Игра с природным материалом (фасоль и горох)
«Вылепи, что хочешь из пластилина»
Индивидуальная работа
(лепка)
«Собери бусы»
Дидактическая игра с мелкими предметами.
«Заплетем косы кукле Маше»
Дидактическая игра-пазлы
Ноябрь «Зарядка для пальчиков», «Зайка», «Речка и рыбки» Пальчиковые игры
Конкурс «Лучший узор»
Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)
«Перекати орех»
Массаж кистей
«Домашние животные»
Индивидуальная работа (рисование по трафарету)
«Зашнуруем ботиночки»
Дидактическая игра-шнуровка
«Построим дом», «Построим самолет»
Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур
«Собери картинку»
Дидактическая игра-пазлы
Декабрь «А на горке снег, снег», «Гармошка», «Ножки идут по дорожке» Пальчиковые игры
«Красивые снежинки»
Оригами (работа с ножницами)
«Снежинки», «Воробей», «Мишка»
Рисование пальцами, ладошкой
«Выложи узор из риса»
Игры с крупами
«Непослушные пуговицы»
Дидактическая игра с мелким материалом
«Снегири»
НОД (рисование пластилином- пластили-нография)
«Волшебная губка»
Игры с водой
Январь «Замок», «Собака», «Кошка»
Пальчиковые игры
«Обведи и заштрихуй предмет»
Работа с трафаретами
«Непослушные пуговицы»
«Завяжи Маше бантик»
Дидактическая игра (застегивание пуговиц)
Дидактическая игра (плетение)
«Продолжи узор»
Работа в рабочих тетрадях
«Выкладывание фигур из счетных палочек»
Конструирование
«Горячо –холодно»
Игры с водой, снегом. Развитие тактильных ощущений
Февраль «Мышка», «Зайка», «Кошка»
Пальчиковые игры
«Вырежи ленточки», «Дорожки»
Самостоятельная деятельность (работа с ножницами)
«Выложи цифру арбузными семечками»
Игры с природным материалом
«Застегни замочки»
Дидактическая игра
«Продолжи узор»
Работа в рабочих тетрадях
«Пружинки»
Ира с проволокой
«Угадай, что я нарисовала»
Игры с песком (рисование пальчиком на песке)
Март Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок» Пальчиковые игры
«Нанизывание бус»
Дидактическая игра с мелким материалом
«Выложи цифру арбузными семечками»
Игры с природным материалом
«Знакомство с элементами дымковской росписи» НОД (выкладывание орнамента из полосок, кружочков, палочек)
«Облако»
НОД (обрывная аппликация)
«Курочка Ряба»
«Строим замок»
Пальчиковый кук. театр.
Индивидуальная работа по конструированию (лего)
Апрель «Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»
Пальчиковые игры
«Разноцветные бутылочки»
Дидактическая игра с водой
Книжки - разукрашки
Практическая деятельность (штриховка
«Завяжи узлы на верёвочке»
Дидактическая игра
«Загадай загадку»
Дидактическая игра-мозайка
«Построим зоопарк»
НОД по конструированию из строительного материала
«Выложи узор из плоских геометрических фигур»
Индивидуальная работа по моделированию
Май «10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»
Пальчиковые игры
«Нарисуй рисунок по точкам»
Дидактическая игра
«Помоги Золушке»
Игры с природным материалом (сортировка белой и красной фасоли
«Цветочки»
НОД (рисование пластилином-пластилинография)
«Домик», «Машина», «Бабочка»
Дидактическая игра (рисование с помощью верёвочки -шнуровка)
Пальчиковый театр «Теремок»
Итоговое мероприятие по проекту с участием детей и родителей
Подведение итогов работы
Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики