Любовь Валентиновна Васютина
Конспект сюжетно-ролевого игрового занятия «Наш городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Наш городок».
Васпитатель: У меня сегодня болит голова. Не знаю, что делать?
(Дети предлагают пройти к врачу)
Воспитатель импровизирует диалог, подводя детей к тому, чтобы начать играть в медицинский кабинет. Дети определяют, кто будет врачем, оборудуют кабинет. Воспитатель- первый посетитель. Все диалоги выстраиваются в свободной форме на основе опыта детей и проведенной подготовительной работе.
По ходу создаются и обыгрываются дополнительные сюжеты.
Сюжет «Аптека»
1. Задачи:
Публикация «Конспект сюжетно-ролевого игрового занятия „Наш городок“» размещена в разделах
1) Расширять знания воспитанников о труде работников аптеки.
2) Способствовать развитию навыков выполнения различных ролей в соответствии с
сюжетом игры, используя атрибуты.
3) Развивать воображение дошкольников (побуждать самостоятельно находить
недостающие для игры предметы, детали, оборудование).
4) Помогать налаживать взаимоотношения детей в совместной игре, воспитывать
культуру общения в общественных местах.
В аптеку заходят посетители разного возраста, изучают представленный ассортимент лекарств, сравнивают цены в данной аптеке с ценами других аптек. Фармацевт Халат, бейджик, компьютер, полочка с различными лекарствами, витрина. Выслушивает посетителей, принимает рецепт и заказ, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.
(Примерный речевой диалог).
- Я вас слушаю.
- У вас есть рецепт?
- Я бы вам посоветовала…
- Это лекарство отпускается без рецепта.
- Для кого предназначено лекарство?
- Обратите внимание на дозу приёма.
- Не забудьте посоветоваться с врачом.
- Возможен побочный эффект.
- Пройдите в кассу.
- Здоровья вам!
Посетитель: - Я бы хотел купить.
- Это лекарство отпускается без рецепта?
- Объясните, пожалуйста,как правильно принимать лекарство?
- Почему у вас такие цены?
- Я хочу поговорить с заведующим…
- Спасибо за понимание.
- Извините, что побеспокоил.
Ход игры.
Используется приём непринуждённого вовлечения дошкольников в игру. Старательно раскладывает на полочки коробочки из-под лекарств, наклеивает ценники. Некоторые дети заинтересовались происходящим, спрашивают, что воспитатель собирается делать.
Выслушиваются суждения детей. Один из вариантов – аптека. Вместе вспоминают, кто работает в аптеке, рассуждают, какими качествами, умениями должны обладать люди соответствующей профессии. Выслушав детей, педагог с горечью отмечает, что аптеки-то у них в группе и нет. Что делать? Дети мотивируются на игру в ходе решения проблемной ситуации.
Происходит сговор на игру. Поскольку дети подготовительной группы, распределение ролей совершается при помощи простой считалочки. Взрослый лишь вносит дополнения в суждения детей, корректно даёт рекомендации.
Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры своей роли. Затем дети сами создают свое игровое пространство (рецептурно-производственный отдел, зал продаж, касса, кабинет заведующего). Разворачивается сюжет игры.
На данном этапе игры взрослый не вмешивается, а лишь со стороны наблюдает за происходящим.
Проходит время и воспитатель замечает, что сюжет не разворачивается. Применяется приём введения сопутствующего сюжета. Для того чтобы разнообразить игровое действие, педагог включается в игру, выступая в роли посетителя, который чем-то не доволен. Такой приём помогает оживить игру, даёт возможность развиться новым сюжетным линиям. В конце концов, конфликт разрешён. Примеряя на себя такую необычную роль, воспитатель показал образец того, как можно и нужно находить выход из сложившейся ситуации, как важно уметь договариваться, взаимодействовать друг с другом.
Для поддержания и развития игры служит внесение дополнительных атрибутов: пластиковые карточки со скидкой, аппарат для считывания карточек.
Чтобы поддерживать дружеские взаимоотношения во время игры, педагог использует приё м напоминания: акцентирует внимание детей на том, чтобы быть приветливыми, внимательными собеседниками, использовать только вежливые формы обращения друг к другу.
Вводится ещё один сопутствующий сюжет : в аптеке нет необходимого перечня лекарств. Заведующий делает заказ по телефону. Шофёр доставляет лекарства. Снова разворачивается игровое действие.
После организованной части детям предоставляется возможность свободно поиграть. Главная задача педагога на данном этапе – принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.
5. Окончание игры.
Взрослый напоминает, что аптека работает не круглосуточно, а по чёткому графику. Аптека закрывается. Подытоживает вкратце работу в ролях, проговаривая, какие действия выполняли дети, примерив на себя выбранные роли. Говорит, что неплохо было бы иметь в аптеке отдел, где можно купить лекарственные травы. Предлагает на прогулке собрать их и использовать в дальнейшей игре.
Сопутствующие сюжеты.
АВТОСАЛОН ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ
Задачи:
1. Расширить представления детей о труде всавтосалоне.
2. Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомобильный салон.
3. Пробудить игровое творчество детей, желание вносить в игру новое.
4. Упражнять детей в придумывании новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки.
5. Учить использовать в игре разнообразные постройки и предметы, связанные с игрой.
6. Учить детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле.
7. Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события).
Оборудование:
• бутафорские деньги, квитанции,
• автомобили (грузовые и легковые,
Игровые роли : Менеджер автосалона, автолюбители.
Основной сюжет :
Сценарий игры
У АВТОсалона:
МЕНЕДЖЕР: Здравствуйте, что случилось? (Что вас интересует, что хотите)
ВОДИТЕЛЬ: (обращаясь к менеджеру) Мне необходимо взять автомобиль на прокат.
МЕНЕДЖЕР: Мы обязательно вам поможем. Какой автомобиль вам нужен?
(Диалог- импровизация. Менеджер выписывает квитанцию. Водитель оплачивает и уезжает.)
СЮЖЕТ «В медицинском кабинете».
Задачи: 1. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. 2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.
3. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
4. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.
Диалог в больнице больного и доктора:
П: Здравствуйте.
Д: Здравствуйте, что болит у вашей дочки (у вас?
П: У неё высокая температура, болит голова.
Д: Не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение.
Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке. Вся игра проходит в форме диалога- импровизации.
Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очередиВоспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».
Окончание игры
Кабинет закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врач снимает халат и расставляет по местам медицинское оборудование.
Сюжет «Кафе»
Задачи:
1. Расширять знания детей о труде взрослых.
2. Закреплять правила поведения в общественных местах (кафе, транспорте).
3. Побуждать детей к элементарному планированию игры, самостоятельному подбору атрибутов, места для игры, использованию предметов – заменителей;
4. Продолжать формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью, договариваться, обсуждать действия всех играющих, соблюдать правила игры;
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к труду взрослых.
6. Активизировать у детей словарный запас: заказ, посетитель, официант, меню, блюдо, кассир, счёт.
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Ход игры.
- А кто будет в кафе играть? (Откликается Настя)
- Давай я буду «продавец», а ты как будто пришел с работы на обед чай пить или сок, или кофе…
Разговором заинтересовался Рома.
Дети самостоятельно распределяют роли. В кафе заходят все желающие. Им предлагают фрукты, напитки, сладости и иное. Посетитель оплачивает заказ и проходит за столик. После «приема» пищи посетитель возвращает посуду, благодарит и уходит. Диалоги дети выстраивают самостоятельно.
ИТОГ игровой деятельности :
Если дети начинают терять интерес к игре, возникает проблемная ситуация, воспитатель громко объявляет:
- Внимание! У нас открывается кинозал «Фунтик». Приобретайте билеты на сеанс. Сегодня вы увидите сказку «Муха- цокотуха».
(Дети закрывают свои игровые зоны. Берут билет на сеанс и со стульчиком проходят в кинозал. Это является переходом к следующему этапу ОД).