Ольга Скопинцева
Организация сюжетно-ролевой игры с использованием маркеров игрового пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальные маркеры игрового пространства
Организация предметно-игрового пространства и предметно – развивающей среды является необходимым условием формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры с использованием маркеров игрового пространства» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Детально изучив требование к созданию предметно–развивающей среды. Мы проанализировали существующие условия в группе. Оказалось, что созданная предметно–развивающая среда не полностью отвечает требованиям ФГОС.
Создание маркеров игрового пространства отвечают следующим требованиям, прописанным в ФГОС ДО.
Полифункциональность среды, то есть возможность разнообразного использования различных составляющих предметно–развивающей среды;
Трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно–развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Вариативность, определяющаяся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурным и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали строительные ячеистые поликарбонатные листы и самоклеющуюся пленку.
Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
Легко трансформируются;
Многофункциональны;
Вариативны;
Развивают детскую фантазию и воображение;
Активизируют двигательную активность;
Рассчитаны на все возрастные категории от 3-7 лет;
Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
Имеют эстетический вид;
Занимают мало места при хранении;
Выполнены из недорогих и доступных материалов.
Мозаичные макеты – карты
Опираясь на исследование И. Л. Кириллова, который в лабораторном эксперименте показал положительные влияние игровых макетов на сюжетную игру детей старшего дошкольного возраста, он пришел к выводу: многозначный «универсальный» макет создает условия для усложнения игры с разными стилями; причем плоскостной макет – карта предоставляет детям большую свободу для развертывания сюжета.
В этом контексте макет карта должен принять форму целостного трансформируемого много функционального комплекса, обеспечивающего игровые запросы как отдельных детей, так и детских игровых объединений он должен быть:
1) полифункциональным,
2)трансформируемым,
3) вариативным.
Учитывая эти соображения, при разработке игрового материала мы воспользовались идеей Н. А. Коротковой мозаичных макетнах–картах, согласно которой мозаичные макеты-карты должны представлять собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Учитывая наиболее распространенные смысловые контексты детской игры, были предположены и город, пригород, городской ландшафт и пригородный. Основное требование к изображениям: несмотря на условность, они должны быть узнаваемы детьми.
Важными для решения задач активизации игры Н. А. Короткова считает мозаичность - совместимость всех, макетов друг с другом.
Более того, каждый макет–карта был составлен из двух частей. По размеру половина макета соответствовала размеру стандартного дошкольного стола, что позволяет играть не только на полу, но и за столами.
По общей идее изображение должно быть с одной стороны условным и лишь намекать на возможные направление в развитие сюжета, а с другой понятным детям. Оно должно быть обобщенным и не изобилующим излишними деталями, которые будут отвлекать детей от восприятия макета в целом.
В общем разработанный комплекс макетов представляем собой четыре макета-карты разделенные пополам, т. е. восемь макетных листов, совместных как по центру, так и по графике условных изображений.
Как показано проведенные исследование, мозаичные макеты карты не только активизирует сюжетную игру старших дошкольников, но и вписываются в общую предметно пространственную среду группового помещения детского сада. А полифункциональность и трансформируемость мозаичных макетов-карт позволят использовать их в продуктивной деятельности, когда игровой мир создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, глины, теста, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.