Кузнецова Алла
Содержание комплекса мероприятий по формированию у дошкольников положительного отношения к выполнению трудовых заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
. Труд в дошкольной педагогике рассматривается как вид деятельности, как один из ведущих факторов развития личности, как средство интеграции опыта общения, деятельности и получаемых знаний, детский труд носит прогностический характер и направлен на реализацию зоны ближайшего развития.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития личности в целом, для формирования опыта жизнедеятельности ребенка и, соответственно, для формирования опыта трудовой деятельности.
Публикация «Содержание комплекса мероприятий по формированию у дошкольников положительного отношения к выполнению трудовых заданий» размещена в разделах
В трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста важную роль играют трудовые задания. Трудовые задания – это форма организации трудовой деятельности дошкольников.
Связь трудового воспитания и личностного развития дошкольника является важным базисом, на который будет опираться идея о систематичности трудовых заданий в современных дошкольных организациях. Трудовые поручения формируют в ребенке ответственность за свои действия, радость за до конца выполненное задание, гордость за самостоятельно найденное решение в сложной ситуации.
Многочисленные исследования в этой области показывают положительное влияние трудового воспитания на разные стороны развития ребенка (физическое развитие, психологическое развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие).
Важно, что особенностью воспитания трудолюбия является возрастной подход, так как доказано, что динамика истинного проявления изучаемого качества соотносится с психофизиологическими изменениями и личностным состоянием, которые соответствуют определенному возрасту.
Цель: повысить у педагогов мотивацию трудового воспитания, расширить знание о методах трудового воспитания.
В основе организации методического сопровождения использовался деятельностный подход. Важным моментом данной деятельности было повысить мотивацию трудового воспитания не только педагогов, но и детей. Ребенок должен был выполнять трудовые задания по личной инициативе, без принуждения. Ребята, не желавшие подключиться к выполнению трудовых заданий, наблюдали за взаимодействием педагогов и других детей.
Важным моментом работы по трудовому воспитанию с детьми средней группы - это педагогические ситуации. Ребятам необходимо самим научиться видеть трудовые задания, желать их выполнить. С этой целью в рамках методического сопровождения формирования предпосылок трудовой деятельности созданы практические затруднения.
Например, в ситуации «Снег на детской веранде» воспитатель создает ситуацию, где на веранде лежит много снега, затруднен доступ к игрушкам, снег лежит на паровозе «Гусеница». Дети хотят играть в паровозик, но для этого нужно смести снег.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько снега нам принес сегодня февральский ветер, а дворник заболел. Нам никто не может помочь очистить наш участок!».
Некоторые ребята берут метлы, лопаты начинают сгребать снег в кучу. При этом необходимо поощрять детей:
Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся на группы и попробуем самостоятельно почистить детскую веранду. Например, Кирилл, Миша, Степа сгребают снег в кучу. Сергей, Аня, Вика метлой подметают веранду. Лиза, Катя, Ева сметают снег с лавочек и паровоза «Гусеница». Спасибо! Без вашей помощи мы бы не почистили веранду от снега».
Не все ребята сразу подключаются к работе. Некоторые ребята продолжают играть, не проявляют интерес к работе. Другие ребята наблюдают, как воспитатель и другие ребята чистят веранду. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь.
Чтобы подключить большее количество детей к выполнению трудовых заданий важна систематичность. Со временем все большее количество ребят захотят быть причастными к общему делу. Видя, ценность и коллективность трудового задания, пассивные ребята также захотят попробовать свою силу в общем труде.
Сюжетно – ролевые игры («Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение», «Поездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Показ моделей», «У нас гости», «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Медицинские работники». Отрабатывать модели социального поведения: сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол и т. п.).
Игры – драматизации («Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Сказка на новый лад»).
Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)».
Дидактические игры («Научим куклу мыть руки», «Правила гигиены», «Мыльные перчатки», «Одень куклу», «Кто что делает?», «Кем я буду и каким?», «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Накроем стол для Маши», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать?», «Кто что делает?»).
В рамках педагогического сопровождения в детском саду необходимо создать творческие мастерские под общим названием «Умелые ручки», которые предполагают работу детей по интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка. В группе необходимо создать предметно- пространственную развивающую среду, которая предполагает наличие нескольких центров.
В мастерской «Ателье» детям предлагают попробовать свои силы в работе с детской швейной машиной. В свободном доступе находятся детская швейная машина, нитки, разные виды ткани, разные типы одежды. Детям в свободной деятельности предлагают, по желанию научиться шить, вышивать.
В мастерской «Чудо-дерево» размещаются материалы для работы с деревом, обрезки брусков дерева, фанеры, тонкой древесно-стружечной плиты и т. д. (безопасны для детей, клей. Как пример есть готовые образцы изделий из дерева, например, кормушка, подставка под горячее.
В мастерской «Книжное ателье» находятся материалы для починки книги: клей, ножницы, нож для бумаги, кисти клеевые. Технология работы несложная: собрать страницы книги по номерам, подклеить обложку, подправить переплет.
Мастерская «Юный художник представляет материалы для творчества: краски, кисти, материалы для рисования: доски деревянные, ложки деревянные, вазы глиняные, чашки фарфоровые, вазы деревянные. Каждый может попробовать создать свой шедевр бытовой утвари, далее подарить его родным на праздник или украсить им группу.
Таким образом, в совместной деятельности взрослого и детей, каждый ребенок выбирает наиболее интересное для него трудовое задание. Важным является, что ребенок берется за это задание с интересом и желанием. Причем мальчики могут попробовать свои силы в шитье, а девочки могут попробовать поработать с деревом.
В ходе проведения занятий по ручному труду у детей среднего дошкольного возраста формировались навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; воспитывались уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность и пр. Нами было проведено занятие с общей тематикой «Город мастеров».
Особенно важным становится введение в деятельность детей дежурств по столовой. Рассмотрим особенности педагогической ситуации «Дежурство в средней группе».
Задачи дежурства :
-заранее подготовить необходимое оборудование;
- научиться работать коллективно;
- научиться распределять обязанности, договариваться заранее о правилах исполнения обязанностей;
- научиться доводить дело до конца;
- учиться заботиться об окружающих бескорыстно.
Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; собрать посуду, протереть столы от крошек.
В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, щетки для чистки стола, щетки для чистки пола. Посуда, вилки, ножи, ложки должны быть в удобном доступе для ребенка.
Объё м работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
Чтобы дежурство прошло успешно, ребята вовремя принимали пищу, дежурным необходимо заранее подготовиться, подготовить оборудование, распределить обязанности между собой. Пока другие дети раздеваются, играют, дежурным необходимо закончить игру, убрать игрушки, раздеться, подойти к помощнику воспитателя и начать собирать посуду. Сначала расставляются тарелки, далее ложка кладется справа, вилка слева. Последними расставляются чашки. Далее раскладываются салфетки и хлебница с хлебом.
Воспитатель должен поощрять дежурных, обязательно похвалить, но и обратить внимание, если какого - то предмета не хватает. Если дежурные не успевают подготовить стол к обеду, необходимо позвать других детей на помощь. В конце обязательно обсудить, что стало причиной не вовремя подготовленных столов.
В конце приема пищи дежурные собирают грязную посуду, приборы, хлебницу, салфетки. Далее необходимо протереть стол, проверить все ли стулья задвинуты. В помощь дежурным ребята самостоятельно задвигают стулья.
Воспитатель поддерживает интерес дежурных общей хвалой перед другими детьми, важно отметить, что без помощи ребят не было бы такого красиво нарытого стола, вовремя поданной еды.
Если дежурные не успевают, не могут договариваться, воспитатель вмешивается в процесс, но после окончания дежурства обсуждают с ребятами наедине трудности, которые возникли при выполнении.
Трудовой инвентарь для дежурства или другой инвентарь должен находиться в одном и том же месте, соответствовать росту и возрасту детей. Желательно, чтобы оборудование было ярким, заметным, привлекало внимание детей. Необходимо, чтобы количество инвентаря соответствовало количеству детей. Трудовой запал может пропасть, если ребенок долго ждет лопату или щетку.
Одним из важных условий трудового воспитания является создание и поддержание в группе трудовой атмосферы. Воспитатель обращает внимание ребят на чистоту в группе, на игрушки, которые находятся на своих местах. Воспитатель выделяет ребят, поддерживающих чистоту и порядок. Более активные ребята привлекаются к помощи к ребятам с более низкой трудовой активностью.
Эффективность комплекса мероприятий по повышению трудовой мотивации старших дошкольников возможна только при совместном взаимодействии с семьей и родителями ребят. Создание единого пространства «педагоги – дети - родители» позволяет использовать различные методы, формы при формировании положительного отношения при выполнении трудовых заданий у старших дошкольников.
При выполнении трудовых заданий ребенку необходимо дать максимальную самостоятельность при выборе оборудования, а также при планировании выполнения задания. Со стороны родителей ребенка необходимо хвалить, замечания делать наиболее корректно, главное не выполнять работу за ребенка. По итогу ребенок несет сделанную подделку в детский сад, обсуждает с педагогом и другими ребятами успехи, трудности, которые возникли при выполнении задания.
Основной целью данной работы является создание единого пространства, где максимально учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его пожелания, подбираются особые педагогические условия под каждого ребенка.
Таким образом, регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию в рамках разработанного методического сопровождения формирования предпосылок трудовой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации даст следующие результаты:
-рост значимости трудового воспитания при формирования личности ребенка;
- формирование положительного отношения к выполнению трудовых заданий у средних дошкольников;
- расширение видов трудовой деятельности в рамках ДОО и семьи;
- расширение методов трудовой деятельности в рамках ДОО и семьи;
- укрепление семейных связей в ходе выполнения совместных трудовых заданий;
- рост педагогической компетенции в ходе работы над трудовыми заданиями;
- развитие предметной среды для проведения трудовых заданий;
- развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка в ходе выполнения трудовых заданий;
- появление установки «трудовое действие – приятный результат»;
- развитие трудовых умений и навыков в разных видах труда;
- появление чувства коллективности;
- труд становится ежедневной привычкой.
Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию дети овладевают основными навыками и умениями трудовой деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к трудовой деятельности.
Создание единого пространства «педагоги- родители -дети» помогли сформировать у детей привычку в систематическом труде, появился интерес к новым видам трудовой деятельности, выполнение заданий стало с большим желанием, чем на констатирующем этапе. Взаимодействие родителей и педагогов повысило у педагогов мотивацию трудового воспитания, расширило знание о методах трудового воспитания. Воспитатели, чувствуя поддержку родителей, стали практиковать трудовое воспитание на протяжение всего дня. Родители стали понимать значимость трудового воспитания, необходимость привлекать ребенка к посильной помощи в семье. Более того, родители осознали, что во время коллективного семейного труда происходит сближение всех членов семьи, укрепление семейных связей. Дети с большим энтузиазмом выполняли задания, появился эмоциональный настрой при выполнении трудовых заданий, положительное отношение к труду.