Розалия Михайлова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность.
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы).
2 слайд
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. д.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность,» размещена в разделах
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
3 слайд
Стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения
4 слайд
Решая данные задачи, в своей работе мы обратились к театрализованной деятельности.
5 слайд.
Итак, первая задача усвоение норм и ценностей принятых в обществе. Эту задачу мы реализовываем используя театрализованную деятельность, и конкретно инсценированием русских народных сказок.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
6 слайд
Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
В ходе работы на постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно, когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга.
7 слайд
Становление самостоятельности, целенаправленности, ответственности.
Порой взрослому и умному человеку бывает не легко выйти и выступить пред слушателями, донести до них свои знания и мысли. В своей роли, в выступлении ребенок осознает свою значимость, ответственность. Ему самостоятельно приходиться регулировать свои действия, принимать решения, проявлять инициативу, воображение, проявлять находчивость. Он учиться справляться со своими комплексами, стеснениями, зажатостью. Любая роль требует достоверного и точного знания текста, ребенок берет на себя ответственность выучить и запомнить роль. Это требует от него не только концентрации внимания, памяти, но и приложения усилий над собой. Развивает сосредоточенность, чувство самостоятельности и ответственности.
8 слайд
Зачастую, мы не придаем значения переживаниям детей, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. А ребенок остается один на один со своими эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. Надо научить ребенка основам сложного искусства управления эмоциями, научить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимы, соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием, какие чувства вызывают те или иные поступки, и как настроение может влиять на поведение человека. Научить давать определение каждому чувству. Дать понять, что чувства не могут быть плохими или хорошими. Человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство, страх, гордость и неуверенность. Объяснить, что плохими могут быть поступки, не чувства. Важно показать ребенку, что человек и природа едины, научить видеть эту взаимосвязь, правильно понимать состояние другого человека, любить и бережно относиться со всему живому.
Еще одна очень важная задача – развитие интеллекта детей. Чтение художественной литературы – одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании.
«Кто много читает, тот много знает».
Театрализованная деятельность дает огромную возможность знакомиться с произведениями разных писателей, поэтов. Не только отечественных, но и зарубежных. Здесь с детства мы имеем возможность закладывать любовь к театру. Сначала к своему «маленькому», а затем к настоящему «взрослому». И можно быть уверенными в том, что это увлечение в будущем перерастет в любовь к отечественной и зарубежной классики. Наши дети вырастут, станут умными, интересными, думающими и интеллигентными людьми.
9 слайд
Одним из способов формирования элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения является театрализованная деятельность
На слайде вы видите, как мы играем в сюжетно – ролевую игру по ПДД «Полицейский на посту»
Цель игры : Формирование навыков безопасного поведения на дороге, закрепление названий некоторых видов транспорта, понятий «дорога» «тротуар», «проезжая часть», их назначения, уточнение представлений о светофоре, пешеходном переходе и их назначении.
10 слайд
Элементы театрализованной деятельность с детьми, включаются в развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «Выпускной бал» «23 февраля»
11 слайд
В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие.
2. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.