Елена Сорокина
Консультация «Роль ритмики в хореографии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль ритмики в хореографии»
Управление образования администрации
муниципального образования Тимашевский район
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр творчества «Радуга»
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Музыка. Движение. Ритм.»
«Роль ритмики в хореографии»
Составитель:
Публикация «Консультация „Роль ритмики в хореографии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
педагог дополнительного образования
Сорокина Елена Геннадиевна
ст. Роговская, 2021г.
Содержание
1. Введение…2
2. Основная часть:….3
-Ритмика и ее роль в системе хореографического образования учащихся…3
-Методические рекомендации…4
-Методы работы…5
- План проведения занятия….8
3. Заключение….10
4. Литература …10
Введение
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детеи. Это синтетическии вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочаи шеи выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.
Занятия хореографиеи приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественныи вкус. Соприкосновение с танцем учит детеи слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детеи физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластическии образ.
Настоящая методическая разработка предназначается в помощь преподавателям по предмету «Ритмика» в детских образовательных учреждениях.
В методическои разработке изложены содержание, методика занятии и примеры практического материала, которые проверены на занятиях младшего школьного возраста.
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что в современном мире всестороннему развитию детеи уделяется большое внимание общества. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детеи и в свою очередь их родителеи, и особенно в последнее время приобрело широкое распространение среди дошкольных учреждении, центров дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ.
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в неи закладывается фундамент не только для будущих знании и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на детскии организм в хореографических коллективах падает колоссальная физическая нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека требуется самоотдача и самораскрытие. И от того, как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем его организм во все м его комплексе, во многом зависит его дальнейшее успешное обучение.
Ритмика является важнои дисциплинои в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знании в области хореографическои культуры, развитие творческих способностеи обучающихся. Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальнои грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностеи. В “век
гиподинамии” ритмика является дополнительным резервом двигательнои активности детеи, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условии их успешнои подготовки к учебнои и трудовои деятельности.
Ритмика и ее роль в системе хореографического образования
учащихся
Ритмика в переводе с греческого (rhythmos) означает порядок движения.
«Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело».
Ритмика имеет огромное значение в системе хореографического образования учащихся. У детеи, которые занимаются ритмикои, развивается чувство ритма, музыкальная память, культура движении, музыкальное восприятие, образность и эмоциональность, умение творчески воплощать музыкально-двигательныи образ, а также совершенствуется мелодическии и гармоническии слух. Также, занимаясь данным предметом, дети приобретают красивую походку и осанку, учатся координировать движения и ориентироваться в пространстве.
С давнего времени общеизвестно влияние совмещения мелодии и пластики тела на состояние здоровья человека. Если ребе нок с ранних лет начинает слушать музыку, которая ему нравится, у него начинают очень быстро развиваться, нужные для жизни, сенсорные каналы.
Данныи предмет хорошо влияет и на физическое состояние ребе нка. У детеи на начале обучения еще недостаточно развитая опорно-двигательная система. И невысокая двигательная активность может привести к ряду заболевании : плоскостопие, косолапие, кифоз и сколиоз. И именно занятия ритмикои помогают избежать этих заболевании. Кроме этого на уроках ученик развивает вестибулярныи аппарат, так как ритмика подразумевает достаточно много вращении и прыжков. А если упражнения повторять систематически, развивается мышечная память.
Также ритмика благоприятно влияет на психическое здоровье ученика. Овладевая элементами хореографии, ребе нок становится уверенным в себе, коммуникабельным, дружелюбным и более внимательным к своему окружению. Игровые танцевальные композиции, применяемые на уроках ритмики, создают для детеи условия эмоциональнои разрядки, улучшают функции внимания.
Методические рекомендации
Необходимо помнить, что есть методические рекомендации, общие для работы с детьми всех возрастов.
Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбои или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детеи бегом или подскоками, т. к. это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечнососудистым перегрузкам.
Если у ребе нка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкои, ее темпом, ритмом (даже после разучивания, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребе нку на его недостатки врезкои форме, а тем более отстранять от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждыи ребе нок выражает себя по-своему.
Занятия ритмикои призваны привить любому ребе нку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
Занятия ритмикои рекомендуется проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Стулья и скамеи ки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободнои для движения детеи. Фортепиано нужно поставить так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом, были видны движения участников занятия.
На занятиях ритмики необходимо давать детям только понятныи им материал, такие композиционные комбинации, которые ученики сами смогут подвергнуть анализу. Жизненныи опыт у детеи небольшои, поэтому они смогут скопировать только то, что видели своими глазами. Я считаю, что хорошо брать музыку из знакомых всем ученикам мультфильмов.
Также дети должны четко понимать, ради чего они учат столько много странных для них движении. Необходимо донести до них, что только с помощью этих движении можно будет раскрыть образ целиком, передать настроение и эмоции.
Педагог, которыи дает детям тот или инои материл, должен всегда говорить образно и в определенном настроении, чтобы у ребенка разыгралось воображение, чтобы у ребе нка не угасал интерес к предмету, необходимо добавлять к старым новые элементы и исполнять их под другую музыку. Тогда ученики будут исполнять движения более активно, увлеченно, живо и с большим желанием.
У обучающихся на первых этапах обучения не получается долгое время сосредотачиваться на однои мелодии, нужно постоянно менять музыкальное оформление, также они не могут точно усвоить заданное им движение, плохо ориентируются во времени и пространстве. Педагог должен постоянно считать, помогая конкретизировать ритм и темп, а ранее изученные движения можно повторить сразу под музыкальное сопровождение.
Занятие должно быть выстроено так, чтобы у ученика были задеи ствованы и правое, и левое полушарие головного мозга. Правое полушарие отвечает за воображение, умение фантазировать, думать образно. На занятиях необходимо уделять большое внимание фантазии и пластике, ведь даже если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что вокруг нас находится в движении вся природа, весь мир пластичен, наблюдая за живым миром, за движениями животных, растении и птиц, повторяя эти движения под музыку, можно развить внимание, фантазию и воображение. Левое полушарие в свою очередь отвечает за способность запоминать и анализировать, в том числе анализировать работу правого полушария. Все музыкальные упражнения и танцевальные задания воспитывают реакцию, ориентировку в пространстве.
Все умения и навыки, которые ученики приобретают в хореографическом классе на занятиях ритмикои в возрасте дошкольников и младших школьников, помогают им не только в развитии дальнеи ших танцевальных способностеи в классическом, народном или современном танце, но и в обычнои жизни. Ведь дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитиевнимания, памяти, координации, ориентации в пространстве, становятся более коммуникабельными, собранными, сосредоточенными и в целом развиваются гармоничнее и быстрее своих сверстников.
Педагогу, которыи проводит занятия ритмикт, важно тщательно продумывать свои урок. Необходимо последовательно и постепенно добавлять все более сложные движения, чтобы не перенагружать детеи сразу, важно работать систематично.
Методы работы
В системе обучения детеи важную роль играют формы и методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целеи и задач в процессе обучения. Как писал Луначарскии «От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребе нке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на не м почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детскои игры, как часть детскои жизни, солье тся с психикои ребе нка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостеи и каверз или класс этот будет спаян единством интереснои работы и проникнут благороднои дружбои к своему руководителю».
Первыи метод, которыи необходимо использовать преподавателю хореографических дисциплин - это метод организации и осуществления учебного процесса.
Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:
1. Метод показа. Показывая детям движения, преподаватель дает им
возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.
2. Словесныи метод. Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Преподавателю важно уметь говорить образно.
3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребе нок научился танцевать, необходимо научить его слышать и понимать музыку, ее содержимое, о че м она говорит, какое настроение передает.
4. Игровои метод. Для того чтобы учащиеся развивались полноценно и лучше усваивали учебныи материал, необходимо использовать различные формы работы с детьми. Преподавателю необходимо знать психологические особенности детеи для работы с ними. В дошкольном и младшем школьном возрасте у учеников еще очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких учеников мы так и говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому важным элементом урока становится игра. Танцевальная игра незаменимыи способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в таком возрасте еще не могут воспринимать материал в привычнои для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такои способ дае т детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.
5. Концентрическии метод. Этот метод заключается в том, что преподаватель по мере усвоения детьми определенных движении, танцевальных композиции снова возвращается к прои денному, но уже может предложить усложненныи вариант.
Открытое занятие по ритмике в 1 классе Тема урока:
«Развитие координации в уроке ритмики»
Цель занятия: улучшение координации движении и эмоциональнои выразительности учащихся путем повторение и отработки прои денных движении. Выявление уровня освоения программы.
Тип занятия: урок закрепления знании, выработки умении и навыков.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закрепление знании, умении и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- развитие осмысленного исполнения движении ;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала
учащихся.
Развивающие:
- развитие координации движении ;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в
коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностеи ;
- умение творчески взаимодеи ствовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
- наглядныи (практическии показ);
- словесныи (объяснение, беседа);
- игровои (игровая форма подачи материала).
Средства обучения:
- музыкальныи центр;
- резиновыи мячик.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным
подходом.
Межпредметные связи:
- гимнастика;
- слушание музыки.
План урока
Вводная часть урока (5 мин.)
- вход в танцевальныи зал;
- поклон педагогу и концертмеи стеру;
- обозначение темы и цели урока;
- беседа о значении координации в танце.
Подготовительная часть урока (5 мин.)
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега). Основная часть урока (45 мин.)
- повторение музыкальнои грамоты (вопрос-ответ);
- игра «мячик»;
- повторение изученных движении на середине зала, упражнения на координацию;
- танцевальная композиция «Кузнечик».
Заключительная часть урока (10 мин.)
- игра «Класс»;
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу и концертмеи стеру;
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение. Конспект урока
Вводная часть урока
• Вход учащихся в танцевальныи зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р 4/4. • Поклон педагогу и концертмеи стеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р 3 4.
• Обозначение темы и цели урока.
• Рассказ о значении координации в танце.
Если же говорить о физических данных, необходимых будущему
артисту, главное – это не шаг, не прыжок, не выворотность, не высокии подъем, не внешние данные, а координация. Если ученик одарен природнои координациеи движении, это компенсирует любои инои изъян, ему будет подвластна любая пластика.
Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движении, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольнои цели. Любая поза, любое движение требует координации.
Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.
Подготовительная часть
• Учащиеся выстраиваются в круг и исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р 4/4.
- танцевальныи шаг с носка;
- шаги на полупальцах, на пятках;
- шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;
- легкии бег на полупальцах;
- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);
- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
- шаги с высоким поднятием ноги, согнутои в колене («цапля»);
- шаги в приседании («уточки»);
- прыжки на двух ногах («заи цы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся
исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательнои деятельности.
Основная часть урока
• Повторение музыкальнои грамоты. Учащиеся отвечают на вопросы: - какие музыкальные жанры вы знаете?
- с какими музыкальными примерами (жанрами) мы познакомились
очень близко?
- какои характер у марша, польки, вальса?
- какои музыкальныи размер у марша?
- что такое музыкальныи такт?
- сколько долеи в одном музыкальном такте марша?
- какая по счету сильная доля?
• Музыкальная игра на развитие чувства ритма и координации движении
«мячик» (игровая технология).
Дети должны передавать по кругу друг другу резиновыи мячик в
определенном музыкальном рисунке. Музыкальное сопровождение марш (4/4, полька (2/4).
• Отработка танцевального шага по диагоналям в разном темпе и характере музыки. Музыкальное сопровождение марш (4/4, лирическии танец «Сударушка» (2/4).
• Боковои галоп по диагоналям. Музыкальное сопровождение галоп (2/4).
• Трамплинные прыжки по VI позиции на месте, в повороте по четвертям.
• Комбинация на развитие координации.
• Музыкально-танцевальная композиция «Кузнечик». Заключительная часть урока
• Игра на развитие внимания «Класс». Учащиеся должны выполнить
команды педагога (движения) только после слова «класс» (игровая технология).
Заключение
К занятиям ритмикои рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Основнои задачеи ритмики в школе искусств является развитие у учащихся общеи музыкальности и чувства ритма, закрепление знании.
Дети дошкольного младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свои ственна двигательная активность. Неслучаи но они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются дети под музыку педагог может проверить прочность приобрете нных ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностеи, внимания, памяти, выявить их творческие возможности.
Музыка пробуждает у детеи светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и ле гких движении, от сочетания музыки с пластикои своего тела и жестов. Занятия ритмикои поднимают настроение, повышают жизненныи тонус.
Занятия ритмикои оказывают на детеи и не малое воспитательное воздеи ствие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют че ткого взаимодеи ствия всех участников, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детеи развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В теснои связи со всеи учебно-воспитательнои работои школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованнои, творческои, гармонически развитои личности.
Список литературы:
1. Луначарскии А. В. Учитель, учись. Учительская газета No1, 1924.
2. России ская педагогическая энциклопедия в двух томах: Гл. ред. В. В. Давыдов. Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИИ СКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
3. Чибрикова - Луговская А. Е. Ритмика. М. Дрофа - 1998.