Зданович Наталья
Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду»
ГБДОУ 18 Курортного района Санкт-Петербург
Музыкальный руководитель: Зданович Наталья Вячеславовна.
Цель:
Публикация «Методическая разработка „Реализация проекта постановки оперы Г, Портнова „Ухти-Тухти“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с детской оперой Г Портнова «Ухти-Тухти».
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей внимание и память;
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, пение и танец;
Развивать воображение и свободу в творчестве;
Развивать интонационную речь ребенка;
Обогащать музыкальные впечатления и вовлекать детей в творческий процесс.
Образовательные:
В процессе знакомства детей с оперой сформировать понятия: увертюра, ария, речитатив, хор, танец;
Совершенствовать вокальные навыки;
Приучать детей слышать и различать средства музыкальной выразительности: темп, динамика звука, легко, плавно;
Осознанно воспринимать настроение музыки и передавать настроение и характер в движении и пении;
Обогащать словарный запас ребенка.
Воспитательные:
Воспитание музыкального и эстетического вкуса;
Воспитывать позитивное отношение друг к другу.
Методы :
Метод положительного примера, наглядно-слуховой;
Артикуляционная гимнастика;
Упражнения для интонации речи;
Упражнения для развития певческого голоса и слуха;
Театрально-игровой: решение творческих задач по характеристики персонажей, мимики.
Предварительная работа:
Знакомство детей с либретто оперы;
Разучивание арий, речитативов;
Изготовление декораций и костюмов.
Предполагаемый результат:
Дети расширят знания об одной из музыкальных форм – опера;
Владение собой на сцене, творческая раскрепощенность;
Вокальное и речевое совершенствование.
Детство проходит в мире ролевых игр. Ролевые игры помогают ребенку освоить окружающий мир с его правилами и законами. Ребенок выбирает себе роли сам, выбирает игрушки для этой роли и играет по-своему. Игра это копирование взрослых в определенных обстоятельствах. Поэтому, очень важно уделять внимание театрализованной деятельности через которую можно познакомить ребенка с правилами этикета, межличностным общением, этикетом, литературой, музыкально-театральной формой. Музыкально-театрализованное творчество становится ярким впечатлением детства, радостным ощущением праздника, проведенного вместе с родителями, воспитателями и со своими сверстниками. Дети учатся создавать образ и характер героя, развивается творчество, свобода в проявлении особенностей персонажа. Учавствуя в музыкально-театральной постановке, ребенок социализируется, формируются коммуникативные навыки в общении с окружающими, формируется чувство понимания собственной значимости и радости при достижении положительных результатов. Музыкально-театральная деятельность совмещает в себе несколько видов искусства: музыку, слово, танец. Музыка усиливает эффект эмоционального воздействия, как на настроение, так и на мироощущение ребенка, добавляется музыкальный язык чувств, учит сопереживать, что оказывает сильное влияние на формирование личности. Театральная деятельность развивает наблюдательность, помогает совершенствовать речь в процессе работы над ролью, пополняется словарь ребенка, совершенсвуется интонационная речь. Предрасположенность детей к пению и движению объясняет их интерес к восприятию музыкально-театрального действия и участия в нем с удовольствием. Постановка оперы достаточно трудоемкий процесс, но очень интересный и творческий. При выборе музыкально-театральной постановки необходимо учитывать возможности детей: степень их подготовки как вокальной так и двигательной. Выбирая оперу «Ухти-Тухти», принималось во внимание количество детей в группе. В опере 8 героев. а в группе – 10 детей. По сценарию сказки- 1 зайчик и 1 белочка, а мы в постановку ввели 2 белочки и 2 зайчика.
Дети познакомились с оперой на музыкальном занятии. Объяснила детям, что перед началом спектакля звучит увертюра. В нашем спектакле звучит партия фортепиано – так начинается действие. Очень яркая музыкальная характеристика героев. Дети сразу услышали, где курица Пеструшка, где Дрозд, где кот Полосатик. Работая над оперой, предлагала рассказать, как дети представляют данный персонаж. Учитывая, что опыт у детей не большой помогала, подсказывала, какие особенные черты данного персонажа. Очень интересные творческие этюды:-«Кто это?» - ребенок показывает персонажа из постановки, а дети угадывают. Для поиска пластического решения образа в рамках музыкальных занятий использовали упражнения:
«Ветерок», «Волна», «Ленточки», «Поющие руки», «Крылья».
Этюды на мимику: Ребенок показывает змоцию, а дети отгадывают. Игра с карточками эмоций: выбери карточку и покажи эмоцию мимикой.
Игра для развития интонации диалогов:
Глиссандо на звук «у» голосом вверх-вниз; На одном или слоге увеличивать и уменьшать силу звука.
Сложностей с распределением ролей не было, так как дети пробовали себя в разных ролях и определились с выбором.
Интересно было осваивать пространство сцены. Дети сначала терялись, но помогло ориентироваться в пространстве декорации и взимодействие с партнерами в мизансценах:
Люси и кот Полосатик,
Люси и курица Пеструшка
Люси и Дрозд
Люси и Ухти-Тухти
Ухти-Тухти и гости : Крот, Белочки, Зайки
Чаепитие у камина Заключительный хор в финале.
И вот наступило время премьеры. Выступление самый волнующий этап проекта : роли выучены, декорации и костюмы готовы, все в ожидании…
Ход премьеры:
Ведущий взрослый:
Мы предлагаем вам посмотреть маленькую оперу для маленьких артистов в двух картинах по мотивам сказки Беатрис Поттер «Ухти-Тухти».
Эта удивительная история произошла в Англии, а могла произойти и у нас, в России… Случилась она с девочкой Люси, а могла случится и с девочкой Машей… Люси жила на окраине города, который назывался Литл-Таун, что в переводе на русский означает «маленький городок».
Люси хорошая девочка. Она жила с дедушкой, но вот незадача: у нее все время куда-то теряются то носочки, то фартучки… Если бы она жила у нас, то ее бы звали Мша-растеряша. (Люси выходит на середину сцену). Вот и вчера она закричала довольно громким голосом.
Люси:
«Кто видел мои носочки? И фартучек тоже пропал.» Звучит тема кота Полосатика Выходит кот…
Ведущая: Это она как-бы пожаловалась коту Полосатику, который сидел и старательно умывался, и мурлыкал вот такую песенку: Ария кота Полосатика: Умываюсь каждый день я
От ушей и до хвоста.
Мой девиз со дня рожденья-
Чистота и красота!
Речитатив:
И нет к неряхам уваженья,
И растерях я не люблю
Поет:
Мяур-мя, мяур-мя,
Я плохого отношенья
Сам к себе не потерплю!
Ведущая:
Закончив петь, кот Полосатик спрыгнув с крыльца, посмотрел на Люси и сказал:
Кот Полосатик:
Надеюсь найдете то, что вы потеряли, а я, к сожалению, Вам не помощник. Иду я на гору, а времени мало, чтоб выполнить поручение кошки! (под музыку кот уходит)
Ведущая:
Люси очень удивилась, услышав такое от кота Полосатика, но решила, что сегодня волшебное утро, она тихо подошла к курице Пеструшке, хотела спросить про платочки и фартучек, да так и застыла, услышав, что курица рассуждает сама с собой.
На вступление выходит курица Пеструшка и поет:
Я – Пеструшка, курица,
Если разобраться,
Целый день приходиться
Мне в земле копаться.
Речитативом: Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
На ногах протерлись.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Все мои чулочки.
Поет:
При куриной слепоте,
Если разобраться,
Будет очень трудно мне Штопкой заниматься.
Речитативом:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Где мне взять иголку?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Чтоб заштопать дырку?
Думает… (пауза… Курица Пеструшка вытащила из-под «крыла» чулочки
- Может их отнести в стирку?.
Ведущая:
Курица Пеструшка посмотрела на Люси, положила под крыло свои рваные чулочки и направилась вслед за котом Полосатиком.
Люси:
- Интересная история получается… Все куда-то торопятся…
Ведущая:
И вдруг на нижнюю веточку дере сел певчий Дрозд, он собирался запеть, но Люси спросила его.
Люси:
Вы кто? Соловей?
Ведущая:
От такого вопроса у Дрозда перья на голове встали дыбом, а крылья опустились, но он взял себя в руки и с достоинством ответил:
Ария Дрозда:
Каждое утро встречаю я песней
Песни мои знают все наизусть…
Речитативом:
Я знаменитый, пою я чудесно Все меня любят в нашем лесу…
Поет:
Себе я не даю поблажки,
Не отдохну в теченье дня.
Речитативом:
Но вот крахмальные рубашки.
У-вы, проблема для меня!
Дрозд:
Вот и сейчас мне пора на высокую гору за моими крахмальными рубашками.
Ведущая:
Дрозд вспорхнул, а Люси только успела проводить его взглядом.
Люси:
Что там на высокой горе? Куда все торопятся?
Ведущая:
Люси вышла за калитку и увидела идущего кота Полосатика Пеструшку и Дроздаэ
Люси:
Пойду-ка и я за ними…
Ведущая:
И она побежала по дорожке так быстро, как могли бежать ее маленькие ножки. (ведущая говорит под музыку, Люси бежит по сцене между елочек на сцене.)
Второе действие. Смена декораций. Камин, столик с чашечками, стулья, вешалка с выглаженной одеждой, гладильная доска, столик с тазиком, в котором стирает белье Ухти-Тухти.
Ведущая продолжает читать текст под музыку, а Люси бежит:
Тропинка поднималась все выше и выше и вдруг Люси очутилась перед маленькой дверью, за которой кто-то напевал…
Звучит ария Ухти-Тухти :
Ухти-Тухти, Ухти-Тухти, я лесная прачка, Ухти-Тухти, я стираю мышкам и собачкам.
И овечкам, и котам, и лисятам, и кротам. Ухти-Тухти (проигрыш)
Ухти-Тухти (проигрыш)
Ведущая: (звучит музыка»Кухонька) Люси заглянула за дверь и увидела маленькое симпатичное существо в фартучке и чепчике на голове, из-под которого торчат жесткие волосы, похожие на иголочки, а маленький носик попыхивает: тух- тух-тух. Горел очаг, а за столом сидели и пили чай: кот Полосатик, курица Пеструшка и Дрозд.
Люси: Здравствуйте! (не решительно) Я ищу свои носочки и фартучек… Вы их не видели?
Ухти-Тухти : Здравсвуй! Конечно видела! Я их уже постирала… проходи, попей чайку! (Люси проходит и тоже садится за стол)
Звучит музыка Крота.
Ухти-Тухти : Открыто!
Входит Крот: Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти, готова ли моя бархатная курточка?
Ухти-Тухти : (Отдает курточку)
Готова, проходите, попейте чайку!
Звучит музыка белки. Входят 2 белочки.
Белки говорят поочереди:
Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти! Мы за своими халатиками!
Ухти-Тухти :
Заходите, проказницы. Вот ваши халатики…
Белочки берут халатики и проходят за столик.
Звучит музыка зайца. Входят 2 зайчика:
Зайцы:
Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти! Готовы наши пиджачки?
Ухти-Тухти :
Конечно готовы! Забирайте! (отдает)
Ведущая:
Лесная прачка Ухти-Тухти всем раздавала чистые, выглаженные платьица, жилетки, носочки… Все звери и птицы благодарили Ухти-Тухти и спели ей хором…
Хор зверюшек.
Ухти-Тухти :
Ну, ладно! Ладно вам! Приходите, когда понадобится, а мне пора. Многие не смогли придти и мне надо им отнести. (берет корзину с бельем). Ты, наверное, тоже занята, много работаешь?
Люси: (задумчиво) Я? Да!
Ухти-Тухти : Работала, малышка. Я так сразу и подумала… Все работают. Вот твои носочки и фартучек, а мне пора…
Ведущая:
И Ухти-Тухти взяла корзиночку и вместе с Люси вышли из дома. Когда, наконец, тропинка дошла до забора, Люси оглянулась, чтобы поблагодарить Ухти-Тухти, но на тропинке уже никого не было… (звучит музыка «Волшебной горы»). Люси рассказала дедушке, но дедушка сказал, что это ей приснилось, когда она уснула в гамаке. Но тогда почему на следующее утро Люси в чистых носочках и фартучке, умытая и причесанная, вдруг стала сама стирать свои носочки и платьице? И напевает веселую песенку.
Песенка Люси: Я собрала платочки, Ля-ля-ля-ля, Косынки и носочки, Ля-ля-ля-ля, В тазу все замочила, Ля-ля-ля-ля-ля-ля, У доброй Ухти-Тухти Стирать я научилась
Ведущая: (под музыку) И я не стала убеждать дедушку и доказывать ему, что Люси рассказала правду. Все так и было. Вот так и закончилась эта удивительная история.
Артисты выходят на поклон.
Педагогу не стоит навязывать свое видение, а тонко корректировать и обживать пространство вместе.
Когда спектакль готов и наступило время премьеры оперы, дети получают возможность проявить себя, используя полученные знания и навыки. Таким образом, можно сделать выводы, что работа над оперой позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует развитию трудолюбия, чувству ответственности за общее дело, личностному росту.