Нина Арсентьева
Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников на занятиях по изодеятельности
Дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов,
в 7-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.
Они выдержали давление социума и остались творческими личностями, а остальные оказались под колпаком стандарта.
Исследуя способности детей к творческому решению художественной задачи, Школяр Л. В. раскрыла колоссальные резервы дошкольников :
с предложенным заданием справились 20% шестиклассников,
30% третьеклассников, 55% первоклассников (шестилетки,
Публикация «Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
75% дошкольников (4-5 лет).
Оказывается, уровень оригинальности детских работ выше в младшей и подготовительной к школе группах; а в средней и старшей несколько снижается. Пик наивной креативности приходится на 6 лет, а затем, если детям не помогают, они «умнеют» и боятся показаться смешными, непонятыми, отвергнутыми, т. к. не могут выразить все, что у них внутри, мешают своей активностью сохранить порядок.
Вместе с тем в любом дошкольном возрасте возможно создание новых оригинальных образов при наличии достаточной свободы самовыражения, поощрения смелости, без регламентирующих оценок со стороны взрослого, когда ребенок варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новые способы исполнения.
Творчество – это создание человеком объективно и субъективно нового.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста
мы понимаем :
• создание субъективно-нового (значимого для ребёнка прежде всего) продукта (рисунок, поделка, рассказ, игра и т. д.);
• создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев;
• применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
• проявление инициативы во всем
Ребенок – субъект творчества! Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу).
«Художественное творчество характеризует
непрерывное единство познания и воображения,
практической деятельности и психических процессов,
оно является специфической духовно - практической деятельностью,
в результате которой возникает особый материальный продукт -
произведение искусства». В. Г. Злотников.
Основой творческой деятельности является воображение.
Что же такое воображение? Свободный, необузданный, неподконтрольный логике полет фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью…
Воображение – психический, познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов и представления, полученных в прошлом опыте. Выгодский определял воображение как «…способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект».
Аспект творческого воображения затрагивался исследователями, как «…создание новых объектов на основе мышления и использования ранее известной информации».
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, и представляет собой уникальную возможность развития гармоничной личности. Этому способствует и изобразительная деятельность, которая стимулирует ребенка к обогащению своих познаний о мире. Еще Аристотель подчеркивал, что «…занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка».
Особенности творческого воображения дошкольников :
• воображение зарождается на чувствах и эмоциональных переживаниях детей и произрастает на основе приобретенных знаний;
• воображение принимает произвольный характер, предполагая созданию замысла, его планирование и реализацию;
• воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазию;
• воображая, ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
• воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость
в наглядной опоре на создание образов.
Художника и ребенка роднит острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те же неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослый человек обычно теряет интерес, а вместе с ним и способность замечать и различать. В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображаемому, огорчается, если что-то не получается., удивляется…
Воздействуя на чувства ребенка художественным словом, музыкой, рассматривая иллюстрации, фотографии, картины художников, мы зарождаем новый образ. Возникновение замысла рисунка идет от чувств к мысли, от восприятия к мышлению.
Важнейшим условием для творчества является развитие у детей восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического, формирование у дошкольников разнообразного сенсорного опыта. Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передать их так, чтобы изображение было узнаваемо.
Развитию творческого воображения способствуют :
• использование нетрадиционных материалов (цветной песок, манка, восковая свеча, тушь, бросовый материал, шариковый пластилин)
• использование нетрадиционных техник (кляксография, монотипия, изонить, рисование ладожками, пальчиками, по сырому, граттаж.)
• зрительная насмотренность (богатый наглядный материал, репродукции картин художников, иллюстрации к детским книгам, фотографии, вышивки);
• наличие дидактических игр и пособий, использование специальных упражнений для развития творческих способностей;
• наблюдения за предметами и явлениями природы, уточнение и углубление представлений детей об окружающем мире; умение созерцать красоту, восхищаться и наслаждаться ею;
• удачный выбор темы занятия («Сказочный образ», «Космос и его обитатели», «Будущее», «Нарисуй то, не знаю что»(пустота, музыка, темнота, настроение);
• дипломатичный просмотр и анализ детских работ с максимальной активностью авторов.
Показатели развития творческого воображения дошкольников
• компетентность (эстетическая)
• творческая активность
• эмоциональность
• креативность
• произвольность и свобода поведения
• инициативность
• самостоятельность и ответственность
• способность к самооценке
Особое внимание необходимо уделять анализу детских работ. Творческие работы носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу. Тактичные направляющие вопросы педагога позволяют детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разные, что все мы разные и должны учиться понимать друг друга. В том числе и через свои рисунки.
Творческие способности необходимы не только для детского творчества,
но и для творческого человека любой профессии!
Список литературы.
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. – Методические советы к программе «Детство» - СПб. :м-54 «Детство – Пресс» - 2007 г.
2. Выгодский Л. С. - Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк: кн. для учителя – М. - Просвещение. 1991.- с. 93.
3. Денисова Т. Л. – Развитие художественного творчества дошкольников. – Методические советы к программе «Детство» - СПб. :м-54 «Детство – Пресс» - 2007 г. – с. 209
4. Корнилова С., Галанов А. – Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. – М. Айрис Пресс Рольф. – 2000. – с. 4
5. Комарова Т. С. – Детское изобразительное творчество : что под этим следует понимать? – Дошкольное воспитание №2 2005 г. – с. 80.
6. Казакова Т. – Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку» - Дошкольное воспитание №2 2005 г. - с. 87
7. Кудрявцев В. – Феномен детской креативности. – Дошкольное воспитание №3, №5, №7 2006 г. – с. 71