Харитонова Светлана Андреевна
Методическая разработка «Развитие сценического воображения и фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия
«Развитие сценического воображения и фантазии»
для учащихся 1 класса ДППП «Театральное искусство»
предмет «Актерское мастерство»
Харитонова С. А.
Муниципальное автономное учреждение
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
преподаватель направления
«Театральное искусство»
2019 год
Аннотация.
Публикация «Методическая разработка „Развитие сценического воображения и фантазии“» размещена в разделах
В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие воображения и фантазии» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие.
Ключевые слова.
Театральное творчество, актерское мастерство, воображение, фантазия, упражнения, навыки.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть занятия.
3. Заключение.
4. Список использованной в работе литературы.
Введение.
Главная задача, преподавателя дополнительного образования - обнаружить в ребенке талант, выявить его и развить. Ребенка с самого раннего детства окружают множество границ и ограничений, придуманных взрослыми. Существуют какие-то бесконечные своды правил и законов поведения, которым они должны следовать. А еще пресловутое общественное мнение: «так делать можно, а так нельзя». Все это не способствует творческому развитию. Ведь творчество - это свобода, это выход за рамки, это постоянное изобретение чего-то нового. С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра». Именно занятия театральным творчеством предоставляют ребятам такую свободу. Они могут самовыражаться самым удобным для них способом, что позволяет нам, преподавателям, разглядеть их индивидуальность и неповторимость.
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.
Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим воображением и фантазией.
Основная часть занятия.
На сцене - все вымысел, все область воображения и фантазии. Воображение создает для артиста подлинную, правдивую и правдоподобную жизнь на сцене. Ни один шаг на сцене не должен производиться механически, без внутреннего обоснования, то есть без участия работы воображения. К. С. Станиславский говорил: «Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца, протекает при участии воображения». К воображению зрителя и его вере в вымысел адресуется театр. Возбудимость, гибкость, отзывчивость воображения - качества, без которых не может быть артиста.
Как без воображения, так и без фантазии в актерском творчестве не обойтись. Возможность усилием воображения и фантазии создать образ - это, конечно, природный дар, но и развиваемая способность.
Заблуждение думать, что этот дар не нуждается в постоянном тренинге. Если аппарат актера не разработан, не мобилизован, если в нем не воспитана подвижная реакция на задание, на «сигнал», если он чувственно вял и инертен, тогда прекрасный и увлекательный, хотя и трудный процесс сочинения, превращается в процесс «вымучивания» хоть какого-то подобия решения.
Фантазию и воображение необходимо развивать в детском возрасте, т. к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
УПРАЖНЕНИЕ: «Формы»
Сядьте у окна и посмотрите на небо, покрытое облаками. Сконцентрируйте свое внимание именно на облаках. Изучите их форму, цвет, направление их движения. Попробуйте в силуэте облаков найти сходства с животными, предметами. Не бойтесь фантазировать и придумывать свои фигуры.
УПРАЖНЕНИЕ: «Сочинители»
Это шуточное упражнение направлено, на развитие фантазии ребенка.
Суть упражнения - сочинить:
- 10 советов, как научиться храпеть во сне;
- автобиографию Мойдодыра;
- историю о дружбе золотой рыбки с дядей Степой;
- прогноз погоды на планете Шурпумпель;
- жизнь спички в условиях вечной мерзлоты.
УПРАЖНЕНИЕ: «Превращение»
Очень эффективное упражнение, для развития гибкости воображения. Представьте себе какой-нибудь образ, рассмотрите его во всех деталях, а затем превратите его во что-то другое: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова в зимний; дворец превращается в бедную избу, лягушка в царевну и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ: «Почемучки»
Попробуйте «помучить» и себя, и других, так называемыми, глупыми вопросами, например: «Куда можно прийти, если идти все время задом наперед?», «Зачем люди лысеют?», «Почему с неба не идут сладкие дожди?». Подключив воображение и чувство юмора, постарайтесь ответить на всевозможные «куда», «зачем», «почему».
УПРАЖНЕНИЕ: «Что общего?»
Надо попытаться найти как можно больше общих признаков между совершенно разными предметами, понятиями, явлениями.
Например: Что общего между кошкой и яблоком?
Возможные ответы: И у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, кожа; они оба могут скакать, висеть на дереве, их обоих любят люди и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ: «Я - образ»
Прислушайтесь к себе, загляните в свой внутренний мир и постарайтесь описать самого себя с помощью того или иного образа.
Например: - если бы я был домом, то каким?
- если бы я был бы деревом, то каким?
- если бы я был временем года, то каким? и т. д.
Стоит попробовать реализовать образ в конкретном материале, т. е. сделать своими руками этот дом, дерево. Интересно, тот, кто увидит вашу поделку, почувствует ли он ваше настроение, ваше мировосприятие?
Еще один вариант этого упражнения: отразите в рисунке-символе вашу жизнь в прошлом, настоящем, будущем?
УПРАЖНЕНИЕ: «Археологи»
Пусть каждый из участников тренинга возьмет какой-нибудь случайный (не свой) предмет, скажем, платок, ключ, кольцо и т. д.
Представьте, что вы археолог и при раскопках нашли эту «старинную» вещь. Что она расскажет вам о своем хозяине, о тех бытовых, исторических реалиях, в которых он жил? Обращайте внимание на мельчайшие детали, подробности, обогатите ваши наблюдения вымыслом, воображением.
Заключение.
Фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру. Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Список использованной в работе литературы.
1. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности» СПб: Издательство «Речь», 2001
2. М. В. Жабровец «Тренинг воображение» Учеб. - метод. Пособие / Жабровец М. В. - Тюмень: ТГИИК, 2002. - 20с.
3. М. А. Чехов «Об искусстве актера», т. 2, -М. : Искусство, 1986., стр. 187
4. Интернет ресурсы