Харитонова Светлана Андреевна
Методическая разработка «Развитие сценического воображения и фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия
«Развитие сценического воображения и фантазии»
для учащихся 1 класса ДППП «Театральное искусство»
предмет «Актерское мастерство»
Харитонова С. А.
Муниципальное автономное учреждение
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
преподаватель направления
«Театральное искусство»
2019 год
Аннотация.
Темочки:
В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие воображения и фантазии» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие.
Ключевые слова.
Театральное творчество, актерское мастерство, воображение, фантазия, упражнения, навыки.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть занятия.
3. Заключение.
4. Список использованной в работе литературы.
Введение.
Главная задача, преподавателя дополнительного образования - обнаружить в ребенке талант, выявить его и развить. Ребенка с самого раннего детства окружают множество границ и ограничений, придуманных взрослыми. Существуют какие-то бесконечные своды правил и законов поведения, которым они должны следовать. А еще пресловутое общественное мнение: «так делать можно, а так нельзя». Все это не способствует творческому развитию. Ведь творчество - это свобода, это выход за рамки, это постоянное изобретение чего-то нового. С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра». Именно занятия театральным творчеством предоставляют ребятам такую свободу. Они могут самовыражаться самым удобным для них способом, что позволяет нам, преподавателям, разглядеть их индивидуальность и неповторимость.
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.
Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим воображением и фантазией.
Основная часть занятия.
На сцене - все вымысел, все область воображения и фантазии. Воображение создает для артиста подлинную, правдивую и правдоподобную жизнь на сцене. Ни один шаг на сцене не должен производиться механически, без внутреннего обоснования, то есть без участия работы воображения. К. С. Станиславский говорил: «Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца, протекает при участии воображения». К воображению зрителя и его вере в вымысел адресуется театр. Возбудимость, гибкость, отзывчивость воображения - качества, без которых не может быть артиста.
Как без воображения, так и без фантазии в актерском творчестве не обойтись. Возможность усилием воображения и фантазии создать образ - это, конечно, природный дар, но и развиваемая способность.
Заблуждение думать, что этот дар не нуждается в постоянном тренинге. Если аппарат актера не разработан, не мобилизован, если в нем не воспитана подвижная реакция на задание, на «сигнал», если он чувственно вял и инертен, тогда прекрасный и увлекательный, хотя и трудный процесс сочинения, превращается в процесс «вымучивания» хоть какого-то подобия решения.
Фантазию и воображение необходимо развивать в детском возрасте, т. к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
УПРАЖНЕНИЕ: «Формы»
Сядьте у окна и посмотрите на небо, покрытое облаками. Сконцентрируйте свое внимание именно на облаках. Изучите их форму, цвет, направление их движения. Попробуйте в силуэте облаков найти сходства с животными, предметами. Не бойтесь фантазировать и придумывать свои фигуры.
УПРАЖНЕНИЕ: «Сочинители»
Это шуточное упражнение направлено, на развитие фантазии ребенка.
Суть упражнения - сочинить:
- 10 советов, как научиться храпеть во сне;
- автобиографию Мойдодыра;
- историю о дружбе золотой рыбки с дядей Степой;
- прогноз погоды на планете Шурпумпель;
- жизнь спички в условиях вечной мерзлоты.
УПРАЖНЕНИЕ: «Превращение»
Очень эффективное упражнение, для развития гибкости воображения. Представьте себе какой-нибудь образ, рассмотрите его во всех деталях, а затем превратите его во что-то другое: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова в зимний; дворец превращается в бедную избу, лягушка в царевну и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ: «Почемучки»
Попробуйте «помучить» и себя, и других, так называемыми, глупыми вопросами, например: «Куда можно прийти, если идти все время задом наперед?», «Зачем люди лысеют?», «Почему с неба не идут сладкие дожди?». Подключив воображение и чувство юмора, постарайтесь ответить на всевозможные «куда», «зачем», «почему».
УПРАЖНЕНИЕ: «Что общего?»
Надо попытаться найти как можно больше общих признаков между совершенно разными предметами, понятиями, явлениями.
Например: Что общего между кошкой и яблоком?
Возможные ответы: И у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, кожа; они оба могут скакать, висеть на дереве, их обоих любят люди и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ: «Я - образ»
Прислушайтесь к себе, загляните в свой внутренний мир и постарайтесь описать самого себя с помощью того или иного образа.
Например: - если бы я был домом, то каким?
- если бы я был бы деревом, то каким?
- если бы я был временем года, то каким? и т. д.
Стоит попробовать реализовать образ в конкретном материале, т. е. сделать своими руками этот дом, дерево. Интересно, тот, кто увидит вашу поделку, почувствует ли он ваше настроение, ваше мировосприятие?
Еще один вариант этого упражнения: отразите в рисунке-символе вашу жизнь в прошлом, настоящем, будущем?
УПРАЖНЕНИЕ: «Археологи»
Пусть каждый из участников тренинга возьмет какой-нибудь случайный (не свой) предмет, скажем, платок, ключ, кольцо и т. д.
Представьте, что вы археолог и при раскопках нашли эту «старинную» вещь. Что она расскажет вам о своем хозяине, о тех бытовых, исторических реалиях, в которых он жил? Обращайте внимание на мельчайшие детали, подробности, обогатите ваши наблюдения вымыслом, воображением.
Заключение.
Фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру. Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Список использованной в работе литературы.
1. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности» СПб: Издательство «Речь», 2001
2. М. В. Жабровец «Тренинг воображение» Учеб. - метод. Пособие / Жабровец М. В. - Тюмень: ТГИИК, 2002. - 20с.
3. М. А. Чехов «Об искусстве актера», т. 2, -М. : Искусство, 1986., стр. 187
4. Интернет ресурсы