Ирина Кульга
Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Л. С. Выготский писал:
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Публикация «Методическая разработка „Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.
1 Развитие речи детей в театрализованной деятельности
1.1 Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
1.2 Задачи
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Поэтому можно создать систему педагогических мероприятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. При этом будет решаться комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• речевое развитие.
Это такие задачи речевого развития как:
• Обогащать и активизировать словарь детей;
• Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе;
• Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
1.3 Формы организации театрализованной деятельности
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма –занятие.
1.4 Методы организации театрализованной деятельности
При организации театрализованной деятельности используются общиеметоды руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
В организации театрализованных игр также применяются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).
Из словесных методов можно использовать такие, как: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Исходя из этого, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.
1.5 Значение театрализованной деятельности на развитие речи
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
• дети получают эмоциональный подъём;
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
• позволяет формировать опыт социального поведения;
• стимулирует активную речь.
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика;
• Чистоговорки и скороговорки;
• Упражнения на воображение;
• Упражнения на имитацию движений;
• Упражнения на активизацию словарного запаса;
• Упражнения на интонационную выразительность;
• Упражнения на формирование разговорной речи;
• Упражнения на речевое дыхание;
• Игры со словами и без слов.
Подвижные игры с героями:
• Этюды;
• Инсценирование сказок;
• Показ театрализованных представлений.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
2. Театр в детском саду
Театр – явление уникальное и состоит из множества компонентов, особенно, если речь идет о театре, в котором играют дети. В детских сценариях всегда много музыки, веселых песенок, танцев, игр, стихов, шуток, загадок.
Сочетание различных видов искусств создает идеальные условия для развития эмоционально-творческой сферы личности ребенка.
В процессе самой постановки, ребенок обязательно будет петь, танцевать, декламировать и перевоплощаться в какой-нибудь сказочный персонаж. А это значит, что, у него будет возможность попробовать себя в разных видах искусства и раскрыть свои способности.
При разучивании, даже небольшой, роли, у ребенка развивается память, воображение, тренируется речь. Не стоит забывать и о том материале, на котором выстраивается постановка. Обычно это классические произведения детской литературы, написанные прекрасным, богатым языком, а так же - инсценировки народных праздников. Все это приобщает ребенка к духовным ценностям мировой культуры, к истокам родного языка, древним традициям своего народа.
Но, стоит особо выделить, приобретаемый, при этом, опыт выступлений перед зрителями.
2.1 Искусство быть собой
Да, речь именно о театральном искусстве, хотя, на первый взгляд, подзаголовок и выглядит немного парадоксально.
Исполняя роль придуманного персонажа, ребенок, каждый раз играет себя самого. В детском театральном творчестве роли, обычно, распределяются с учетом уникальных особенностей исполнителя: его характера, темперамента, эмоциональности и ряда других факторов.
Защищенный выдуманной личностью своего героя, его костюмом, гримом, а иногда и маской, ребенок становится свободнее в проявлении собственного характера. Он лучше узнает свои возможности, учится управлять собой.
Именно в процессе театрально - игровой деятельности, навык публичного выступления развивается легко и естественно, особенно, если начать не с драматических постановок, а с театра кукол, где ребенок управляет своим персонажем, оставаясь, при этом, в стороне от пристального внимания.
Исполняя свою роль, ребенок взаимодействует с другими исполнителями, со зрителями и учится воспринимать оценку со стороны. При этом он и сам оценивает себя не только как отдельную личность, но и как часть команды.
А еще, театрально-игровое творчество, это самый доступный, для ребенка, способ понять этот мир.
2.2 Познаем, играя
Ребенок познает мир через игру. Для него это - серьезная работа. И, каждая детская игра, неизменно превращается в театрализованное действие: он играет, он озвучивает, он придумывает собственные сюжеты, или обыгрывает что-то знакомое. Впрочем, его героями могут быть не только известные сказочные персонажи или игрушки.
Попробуйте объяснить ребенку такие абстрактные понятия, как: цифра, буква, звук. Это сложно. Но, если вместо незнакомых слов, ребенок увидит забавных персонажей: человечков, зверушек, кукол, солдатиков…
Словом, скучный учебный процесс легко превращается в веселую игру. И дети играют в нее с большим удовольствием. Из непонятных, прежде, математических действий можно выстроить настоящую сказку, а буквы, сами начнут складываться в знакомые слова.
Современная педагогика стремится понимать ребенка и говорить с ним на его языке. Наиболее успешные сегодня методики развития и обучения дошкольников уже не напоминают свод строгих правил и ограничений. В них очень широко используются приемы театральной игры, драматизации. И это приносит ожидаемые плоды.
Популярные, среди современных родителей, программы развития: по Монтессори, по методике Н. А Зайцева и некоторые другие предлагают театральные игры, как один из основных методов обучения. Дети, на таких занятиях, чувствуют себя свободно и раскованно. Они с интересом воспринимают то, что кажется нам сложным, отлично ладят как со сверстниками, так и, со взрослыми и смотрят в будущее глазами, полными радости.
Согласитесь, это прекрасно, когда дети на занятиях улыбаются, раскрываясь навстречу всему новому!
2.3 Виды театров
Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных задач. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать?
В дошкольной педагогической деятельности для развития речи детей можно выделить разнообразные виды театра такие, как:
• настольный театр;
• стендовый;
• верховой;
• наручный;
• напольный;
• театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.
Подробнее о каждом из них.
Настольный театр
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр в детском саду:
• Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
• Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
• Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
Стендовый театр
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
• Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
• Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
• Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Верховой театр
Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
• В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
• Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
• Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
«Наручный» театр
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
• пальчиковый;
• перчаточный.
Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Напольный театр
В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.
Театр живой куклы
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
• театр масок;
• театр кукол-великанов.
Последний проводится чаще всего, как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.
Заключение
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»
Б. М. Теплов
Список литературы
1. Антипина Е. А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
2. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001. - 235 с.
3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
4. Доронова. Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений - М. : Просвещение, 2004.- 127 с.
5. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. : Речь, 2008.
6. Кокшенова А. Умеют ли куклы плакать? - М., 2005. - 152 с.
7. Конович А. А. Театрализованный праздник и обряды. - М., 2000. - 127 с.
8. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.