Курко Валерия Львовна
Методическая разработка. Приемы развитие фантазии и воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы развития фантазии и воображения.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все
предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не
имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний
вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как
фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений
Публикация «Методическая разработка, Приемы развитие фантазии и воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой
социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать
совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы,
можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию,
временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой
природы: людей (все люди стали честными, животных, растений.
Ниже рассмотрено 25 приемов фантазирования:
1. Увеличение - уменьшение.
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в
фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты,
Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все:
геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно
больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного
уничтожения.
Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".
1.1. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или
уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"
- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
- Хотела бы уменьшить домашние задания.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать
куски ножом.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К
чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки
яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не
вставая из-за стола, выключить телевизор.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички,
тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите
пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. 1.3. Что будет, если у нас удлинится на время нос?
- Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет
определить, что вкусненького готовят соседи;
- Это хорошо, а что в этом плохого?
- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в
транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне
такого носа.
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-
то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже
нравственный анализ ситуации.
1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник
увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему
дополнительными вопросами.
- Какого тогда ты будешь размера?
- А сколько килограмм ты будешь весить?
И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые.
- А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
- Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему
желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту
шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или
другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
- Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
Относительно веса - это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На
самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз!
Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее
автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить
любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек
может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А
что будет плохого?
Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень
трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего
веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус.
Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет
жить.
2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств
одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки
будущих фантастических произведений).
Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:
а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можнопридумывать и новые свойства "из головы";
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла:
летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.
- Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в
ближнем и в дальнем космосе.
- Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа
клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без
телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены,
идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены,
как рентгеновский луч.
- Человек питается орлиной пищей - грызунами, птицами.
- Человек покрыт перьями.
Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта:
электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию, часы, очки, спичку,
анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет
или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление
жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью
двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун,
или непобедимый борец).
Задания.
2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься.
Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное
и редкое чувство - это чувство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность
(фигурально говоря - красная бы лампочка загоралась в этом случае).
2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло
выглядеть?
2.3. Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам. Например,
все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими.
Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с
миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.
3. Оживший рисунок.
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы
нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?
4. Исключение некоторых качеств человека. Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и
посмотрите, что получилось.
- Человек не спит.
- Человек не чувствует боли.
- Человек потерял вес, обоняние.
Задание.
Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к
каким последствиям приведет их потеря.
5. Превращение человека в любой объект.
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых,
рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер,
карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.
Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться
в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
Задание.
Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.
6. Антропоморфизм.
Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами
(речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и
неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. - Братец мой,
- Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.
Задание.
Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и
сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.
7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств
живых существ.
А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться,
размножаться, шутить, улыбаться. - Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
- В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?
Задание.
Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.
8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает, можно руки
греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Камень впитывает болезни. Камень дает бессмертие. Созерцание камня вдохновляет
писать стихи и рисовать и т. д.
Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг.
Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с
теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки
у него еще не выросли", или "Держи, Маша, большую конфету", или "Дарю тебе часть
своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его",
"Это кактус, не уколись".
Задание.
Предложите 10 вариантов такой игры.
9. Оживление умерших людей, животных, растений.
Например:
- Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
- Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно оживить все виды вымерших животных и всех людей!
Задание.
Предложите 10 вариантов такой игры.
10. Оживление умерших героев литературных произведений, в
частности, героев сказок.
- Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.
Задание.
Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса
колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не
расплавился, Онегин не убил Ленского.
Предложите 10 вариантов такой игры.
11. Оживление героев художественных картин и скульптур.
Ожили персонажи картин известных художников - бурлаки, охотники, запорожцы,
стрельцы.
Задание.
Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при
условии, что персонажи ожили.
12. Изменение привычных отношений между героями сказок.
Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную ("Открывает Щука рот"); "Серый
Волк ей верно служит"; храбрый заяц; трусливый лев.
Задание.
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой
в лесу, и ее все звери обманывают.
13. Метафора.
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на
основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн",
"холодный взгляд". Вот отрывок, составленный из одних метафор:
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.
А. С. Пушкин
Задание.
Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому
перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах.
Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.
14. Дайте новое название картине.
Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций
известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал
лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет,
настроение, глубинный смысл и т. д.
Задание.
Приведите 10 новых названий старых известных картин. 15. Фантастическое объединение.
Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех
объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто
такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в
зависимости от сочетаемых качеств.
Задание.
Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных
существ.
16. Фантастическое дробление.
Вспомните сюжет замечательного романа "Двенадцать стульев" или сюжет сказки
Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и
разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один
гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел
важнее рубля, третий начал размножаться.
Задание.
Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на
дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом
гранате, проверьте, судьба сестер-горошин из одного стручка.
17. "Как мне повезло".
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Задание.
Придумайте 10 вариантов такой игры.
18. Прием ускорение - замедление.
Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы
направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если",
"Что произойдет, если".
- Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1
час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин,
пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин, погулять, поужинать.
- Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди,
родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива
рек) Задание. Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом. 19. Ускорение и замедление времени.
Темы фантастических рассказов.
С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин - устройство, с помощью которого ты можешь
по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания
процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.
С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно
для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты
участвуешь.
Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для
учительницы и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз! Обидно!
Как жить в таком мире?
С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур - это движение по кругу) - устройство, с
помощью которого ты можешь повторять события, повторять супружеские браки,
омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины.
- Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
- Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?
Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.
20. Машина времени.
У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в
ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой
страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только
смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает
по своим обычным законам.
"Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно
делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или
"Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.
- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
- Как жили динозавры?
- Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с
Магелланом.
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
- Поговорить со своим будущим сыном.
Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой
звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но
ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.
Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени. 21. Хроноклазм.
Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился
некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому.
Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:
- Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-
то не произошло?
- Что надо бы было изменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?
Например:
- Я потерял ключи. Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
- Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?
- Что можно менять в прошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей,
явления живой и неживой природы, окрестности.
Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин - это замечательные приемы
фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.
Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
(Отправился искать невесту в прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)
22. Метод Л. Н. Толстого.
Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней
гимнастики ума следующим методом.
Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет
словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и
зачем.
Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?
Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.
23. Свободное фантазирование.
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя
любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-
нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
- На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши,
апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
- На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель,
из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и "средство
красоты". В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак,белладонна (по-итальянски - "прекрасная дама") принадлежат к одному семейству -
пасленовым.
- На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.
- Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже
возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
- На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.
- Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
24. Придумайте фантастическое сооружение.
Здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В
здание не может проникнуть существо (человек, собака.) с вредными для хозяина
дома намерениями.
Какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз
каждый час?
25. Придумайте новый вид транспорта.
Идеи изобретений:
- На человека направляют мезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который
человека расщепляет на атомы, запоминают их взаимное положение, передают по
атому в нужное место и там собирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию:
программа сборки человека испортилась, но этого не заметили! Как собрали
человека? А если перепутали атомы нескольких человек)
- Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных
видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского
лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность
посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта.
- Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не
трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!