Галина Дунаева
Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
1. Актуальность.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что от качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Публикация «Методическая разработка „Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности“» размещена в разделах
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Цель и задачи
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;
6. Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие (сетевое взаимодействие) с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Теоретические основы развития речи дошкольников
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.
Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.
Описание опыта работы по речевому развитию дошкольников
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
• Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
• Словесные игры и упражнения.
• Речевые тренинги и упражнения.
На прогулке деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:
• Минутки любования красотой природы.
• Наблюдения в природе.
• Художественное слово (используется при наблюдениях).
• Ситуативные разговоры.
• Речевые проблемные ситуации.
• Речевые коммуникативные игры.
• Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
• Индивидуальная работа по развитию речи.
• Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
• Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
• Речевые тренинги.
• Развлечения.
• Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
• Решение проблемных ситуаций.
• Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
В группе созданы познавательные игротеки.
Для воспитанников созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.
Был проведен проект «Ребенок и книга».
Целью его было привить любовь к художественному слову, интерес к книге. Развивать речь детей.
Дети участвовали в оформлении групповой библиотеки, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки-малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков, сказочек, были оформлены выставки книг детских писателей, знакомились с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, экскурсии в детскую библиотеку, драматизации сказок, рисование иллюстраций к любимым сказкам и. т. д
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известно уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», и «Сорока кашу варила». В своей работе использую очень много игр на развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи детей осуществляется не только в процессе образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад.. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии:
• Здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, виммельбухи, буктрейлеры, интеллектуальные карты, синквейны.
Семейные фотографии могут использоваться как самим педагогом на занятиях, так и родителями при самостоятельной работе с детьми дома.
Такая наглядность:
- связана лично с ребенком, интересна ему, побуждает к выражению мысли. Составляемые ребенком рассказы имеют более творческий характер. Количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.
- по составленному по фотографиям рассказу ребенка, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает педагогу при работе с родителями;
Для речевой мотивации важно использовать следующие методы :
1. Предложение интриги, тайны.
2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.
3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.
4. Позитивные реплики на высказывания детей.
5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.
6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.
7. Соревновательные моменты.
8. Игры – путешествия.
9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).
10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Наша предметно-пространственная среда:
- она трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная;
- среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;
- она работает на развитие самостоятельности и инициативности ребенка
Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.
Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.
Так же в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.
Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центр театрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.). Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр.
В нашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
В центре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.
В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:
- составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- размышлять, рассуждать и доказывать;
- объяснять явления природы;
- составлять небольшие рассказы.
Используя музыкальные инструменты (музыкальный центр) в своих играх:
- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фон.
Формы работы направленные на развитие речи детей
В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
— режимные моменты
— совместная деятельность педагога с детьми
— самостоятельная деятельность детей
— совместная деятельность с семьей.
Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:
Составление описательных рассказов.
Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.
Развитие речи посредством художественной литературы.
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобрала и систематизировала дидактические и настольно-печатные игры. Разработала конспекты занятий. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.
Детям очень нравится слушать различные истории и сказки. Это понятно, ведь они ещё не умеют получать информацию «взрослыми способами» : путём чтения, посещения библиотек, дополнительного обучения и консультаций у специалистов. Всё это пока ещё недоступно. Основным способом познания мира на данном этапе является только собственный опыт, ответы на вопросы, а их ещё нужно научиться задавать, игры и информация из доступных источников - поведения окружающих, мультфильмов, фильмов, сказок.
Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.
Виртуальные экскурсии - для речевого развития детей помогает :
в уточнении и обогащении активного словаря детей; развитии связной речи;
расширении представлений об окружающем мире; развитии любознательности и наблюдательности
Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.
Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.
Первые экскурсии начинаю организовывать с трехлетнего возраста детей в соседние группы, на соседний участок, на кухню, в медицинский кабинет. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Наши дети – постоянные гости в краеведческого музея нашего города.
Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.
В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Использования виммельбухов - это развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).
Использование буктрейлера - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Эффективность буктрейлера как средства приобщения детей к книге дошкольного возраста, через повышения интереса к художественной литературе доказана опытно-экспериментальным путём. Произошёл качественный рост показателей уровня интереса к художественной литературе, что приводит к проявлению творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы.
Сюжетно-ролевую игру осуществляю в два этапа:
1 этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и другое);
2 этап – непосредственно сама игра.
Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.
Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
1. Игры с мелкими предметами.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.
2. Пальчиковые игры.
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев.
3. Художественное творчество.
Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,
цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.
Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.
Основные средства речевого развития-
образовательная деятельность
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Например: 1) чтение рассказа о птицах,
2) коллективное рисование птиц и
3) рассказывание детей по рисункам.
Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Взаимодействие педагогов с родителями.
Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.
Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.
Проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т. д. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Организовываем тематические родительские собрания. Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видов театров, театральных костюмов для детей и декораций, масок.
С участием родителей создаются речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т. д.). Привлечение родителей к участию в развитии речевых творческих способностей детей. Я уверена, что только систематическое и целенаправленная работа при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями в развитии творческой речевой деятельности наших детей даст отличные результаты этой работы. Но, к сожалению, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка постепенно уходит из жизни современного ребенка. Но сказка нужна маленькому человеку, она помогает ему научиться понимать окружающий мир и создать собственный, испытать себя и преодолеть свои страхи. И я рассказываю родителям, что сказку можно придумать, нарисовать, разыграть, спеть, в ней можно прожить не один день, было бы только желание. И наши родители становятся настоящими помощниками в развитии словесного творчества детей