Альбина Сулейманова
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
• Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;
• Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Форма проведения: собрание-практикум.
Публикация «Родительское собрание „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Участники: воспитатели группы, родители.
Подготовительная работа:
• подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
• подбор слайдов с пальчиковыми играми;
• организация выставки развивающих игр.
Оборудование: плакаты с высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» (В. А. Сухомлинский).
«Рука-это инструмент всех инструментов»(Аристотель).
«Рука является вышедшим наружу мозгом человека» (И. Кант).
• листы бумаги, фломастеры;
• косточки от персиков, краски, кисточки, салфетки, стаканчик с водой;
• картинки со шнуровкой, картон, ножницы, клей, дырокол, скотч, шнурки;
• слайды с фотографиями играющих детей;
• описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики в папке-передвижке «Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»;
• буклет-памятка «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Ход собрания
1. Вводная часть.
1. Представление воспитателем темы собрания.
2. Просмотр слайдов пребывания детей в ДОУ с целью привлечения внимания родителей к особенностям развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
2. Основная часть.
1. Сообщение воспитателя Сулеймановой А. И. «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста», сопровождаемое показом и аннотацией папки-передвижки по теме «Развитие мелкой моторики».
2. Рекомендации и демонстрация с показом и объяснением методов проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук, приемлемых в домашней повседневной жизни.
3. Сообщение воспитателя Синькевич С. С. «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».
4. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью рисования ладошками».
5. Мастер-класс «Как сделать игру-шнуровку и игру-мозаику из косточек персика».
3. Разное.
1. Представление родителям подборки педагогической литературы с краткой аннотацией книг.
2. Общие вопросы.
4. Подведение итогов.
1. Анкетирование родителей с целью определения проблем по теме собрания.
2. Подведение итогов собрания, занесение их в протокол собрания.
Приложение 1
Брошюра
«Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»
Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».
Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьми.
Потешки с жестами.
Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.
Прилетели птички
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк, волк!
Он зубами щёлк, щёлк!
***
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает!
***
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поёт, и пляшет!
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
***
Сорока-белобока,
Где была?
-Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
Детки, вы детки,
Собирайте щепки!
Наварю я кашки
Золотые чашки!
***
Ты пляши, пляши, пляши!
Ах, как ножки хороши!
Хороши, не хороши,
Всё равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки хохочи!
Поскакушки поскачи!
***
Поехали-поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенёчкам и кусточкам,
Зелёненьким листочкам.
В ямку – бух!
Приложение 2
Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук
у ребенка»
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», <Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.) Особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий — в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.
Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о формах такого развития, их можно применять и дома:
работа с раскрасками — штриховка;
пальчиковая гимнастика шнуровка;
игры с конструктором, мозаикой;
лепка из глины и пластилина;
нанизывание крупных бус;
сматывание цветных ниток в клубочки.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры, некоторые из которых представлены на нашей выставке, с ней вы можете познакомиться после собрания.
Подробнее остановлюсь на играх-шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:
— развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
— развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
— способствуют развитию речи;
— развивают творческие способности;
— косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир руками не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и дошкольникам. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредоточиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого-нибудь еще деревянного предмета с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться задолго до поступления в школу.
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо — сложный навык, основанный на выполнении тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму; создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.