Татьяна Опевалова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в игре на народных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в игре на народных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Содержание музыкальной деятельности определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Целевые ориентиры музыкального развития предполагают, что ребёнок 6-7 лет проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению. Использует музыку для передачи собственного настроения. Делает первые попытки элементарного сочинительства музыки. Включает музыку в жизнедеятельность. Способен комбинировать и создавать элементарные собственные фрагменты мелодий и танцев. Проявляет самостоятельность в создании музыкальных образов - импровизаций.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Сегодня необходимо искать такие формы музыкального воспитания и образования, которые органично сочетали бы в себе многообразие интересов современника, приобщая его к народной национальной культуре, как составной части духовного потенциала человека.
Трудно найти другой материал: потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные и т. д., столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является музыкальный фольклор.
Цель работы: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством обучения игре на народных музыкальных инструментах.
Задачи:
Воспитательные:
формировать интерес к музыкально – ритмической деятельности;
формировать любовь к родной стране, уважение к традициям своего народа и людям труда;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Развивающие:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских народных музыкальных инструментах.
Обучение игре на народных деревянных инструментах.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Меня, как и других педагогов, волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о фольклорной музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Игре на детских народных деревянных инструментах в нашей дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание. Обучаясь игре на народных инструментах, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Было замечено, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение народных музыкальных инструментов (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности, воспитывает национальную культуру.
Знакомство детей с народными деревянными инструментами начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, колотушки, трещотки). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные народные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Далее начинаем обучать детей игре на музыкальных народных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого ксилофон. Дети уже знакомы с тембром подобного инструмента (металлофон, приемами игры. Для исполнения на ксилофоне вначале берём несложные и хорошо знакомые детям мелодии (попевки, пестушки). В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Занятия по обучению игре на ксилофоне проводятся сначала индивидуально.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.
Методика обучения детей игре на народных музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Широко применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.
Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:
1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;
2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т. д.).
В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Зайка», «Эхо», «Колыбельная» и др.). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.
По мере обогащения музыкального опыта ребёнка, включаем в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). Подбираем произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.
Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных народных инструментах – ксилофонах, бубнах, трещотках, ложках, погремушках, колотушках и т. д. Они знают названия народных инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по звучанию инструмент, и мелодии знакомых песен. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно создаёт радостное настроение, удовольствие от общения со сверстниками, проявление индивидуальности ребенка.
Формы организации музыкальной деятельности по развитию чувства ритма у дошкольников.
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. В своей работе использую следующие направления:
С детьми:
1. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия строятся с учётом поставленных задач, при этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов, помогающим детям понять основы музыкальной грамоты. В целях наиболее полной реализации задач использую следующие методы:
• Наглядно – зрительный
• Наглядно – слуховой
• Практический метод
• Метод интегрированного подхода
Использование фольклора в НОД влияет на развитие творческой личности, знающей свою культуру. В НОД предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, работа с музыкально-шумовыми инструментами, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
2. Индивидуальная работа с детьми. Для лучшего усвоения знаний и отработки навыков игры на инструментах необходим индивидуальный подход.
3. Музыкально-образовательная работа: проведение познавательных бесед о народном творчестве, народных инструментах, праздниках, обрядах (совместная работа с воспитателем в музее Русская изба по плану программы «У истоков Оредежа»)
4. Проведение праздников и развлечений. Составление и реализация проекта «Народные праздники». Разученные на занятиях импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Практически на каждом утреннике наши дети играют на музыкальных инструментах. Это позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара. В рамках формирования представлений у детей о родном крае, традициях русской культуры, проводим праздники народного календаря: ярмарки, Масленицы, Рождество, колядки по проекту «Народные праздники». На праздниках и развлечениях по проекту «Народные праздники» обязательно включение в сценарий игру на народных инструментах (См. Приложение 1).
5. Работа с педагогическим коллективом:
- Индивидуальные консультации. Провожу в соответствии с циклограммой, а также по запросу педагогов.
- Оформление рекомендаций.
- Выступление на педсоветах.
- Открытые просмотры
6. Работа с родителями:
Большое значение для развития музыкальных способностей имеет тесный контакт с семьёй. Целенаправленная работа с родителями по вопросам музыкального развития планируется таким образом:
• Включение родителей в педагогический процесс по музыкальному образованию дошкольников. (Мастер-класс для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами фольклора через игру на народных инструментах – ложках» См. Приложение 2).
• Консультации для родителей, советы и рекомендации, индивидуальные беседы
• Вовлечение в работу по созданию пространственно – развивающей среды.
• Помощь в изготовлении костюмов, реквизита, декораций.
• Совместная деятельность в музыкально-игровых досугах (Подготовка совместно с родителями музыкальных инструментов, утренников и развлечений для детей).
Перспективно-тематическое планирование по развитию чувства ритма дошкольников в игре на народных инструментах
Сентябрь «Народная музыка в жизни человека»
Беседа «Народная музыка в жизни человека»
Слушание «Вариации на темы русских народных песен»
«Угадай на чём играю» - дидактическая игра с использованием звучания русских народных инструментов.
«Мы слушаем и играем» - музицирование на знакомых народных инструментах.
Октябрь «Знакомство с русскими народными инструментами»
Беседа «История бытования и приёмы игры на русских деревянных инструментах»
Слушание «Пойду ль я», р. н. м.
Музыкально-дидактическая игра «Отгадай инструмент по тембру»
Знакомство с приёмами игры на ложках
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»
Разучивания танца с элементами игры на ложках «Ложкари».
Ноябрь «Этот весёлый ритм»
Беседа «Этот весёлый ритм»
Слушание «Ах вы, сени», р. н. м.
«Как у наших у ворот», р. н. м.
Знакомство с приёмами игры на народных инструментах (трещотка, вертушка, рубель, колотушка)
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»
Музыкально-дидактическая игра «тише-громче»
Декабрь
«Играем на русских народных инструментах»
Беседа «Творчество в игре на музыкальных инструментах»
Слушание «Во саду ли, в огороде» р. н. м.
Закрепление приёмов игры на народных инструментах
Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр»
Музыкальная игра «Веселый бубен»
Свободная игра на народных инструментах
Февраль «Что мы знаем о русских народных инструментах»
Беседа «Что мы знаем о русских народных инструментах»
Слушание: «Полянка» рус. нар. мелодия
Музыкально-дидактическая игра на развитие
Ритмического восприятия «Узнай песенку по ритму»
Музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического восприятия «Музыкальное эхо»
«Весёлые частушки» Разучивание частушек с наигрышами на народных инструментах.
Март «Играем на русских народных инструментах»
Упражнения на развитие ритмического слуха.
Знакомство с музыкальным произведением.
Разучивание партий народных инструментов
Игра в ансамбле пьесы «Субботея»
Апрель «Играем на русских народных инструментах» Упражнения на развитие ритмического слуха.
Знакомство с музыкальным произведением.
Разучивание партий народных инструментов
Игра в ансамбле пьесы «Во саду ли, в огороде»
Май «Мы играем, всё играем, инструменты вспоминаем»
Итоговое занятие по закреплению умения детей различать и применять в музыкально-исполнительской деятельности полученные навыки игры на народных инструментах