Надежда Александрова
Методическая разработка занятия по обучению грамоте «Путешествие в сказку»
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
Продолжить обучать звуковому анализу слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные);
Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
Формировать умение делить слова на слоги;
Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
Публикация «Методическая разработка занятия по обучению грамоте „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие:
Развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
Воспитывать выдержку, умения работать в группе.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: Мольберт, «осколок» из картона, картинки со сказочными персонажами.
Раздаточный материал: карандаши, разрезные буквы, фишки синего и красного цветов, предметные картинки с карточками-схемами.
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я обнаружила «осколок» от зеркала, а на осколке какие-то слова. Предлагаю прочитать. Согласны? ( Воспитатель читает:) «Дорогие ребята, Снежная Королева увезла Кая в своё королевство и не отпустит его, пока я не выполню все её задания. Без вашей помощи не смогу, помогите пожалуйста. Герда. Все задания на осколках.» Дети, готовы ли вы помочь Каю освободиться от чар Снежной Королевы?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Молодцы! Тогда за работу! Теперь мы с вами должны выполнить эти нелегкие задания. Ну а для того, чтобы помочь Каю, нам нужно оказаться в сказочной стране. Закроем глаза, произнесем волшебные слова.
Палочкой волшебной в воздухе взмахнем
Волшебство появится в сказку попадем!
(На мольберт выставляется картина - Снежная Королева)
Воспитатель: Когда сани Снежной Королевы летели над лесами и озерами, вьюга выла и стонала, и все буквы закружились в снежном вихре. Ребята, мы сможем продолжить наше путешествие только после того, как выполним задание. Вот и первое задание.
Игра «Буквы заблудились»
На картинке много букв, нужно соединить их с одним из домиков. Объяснить свой выбор. (Приложение 1)
Дети: В красном домике - буквы, обозначающие гласные звуки, в синем домике - буквы, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Продолжаем путь.
(На мольберт выставляется картина - Старушка-садовница)
Воспитатель: Старушка-садовница не хотела отпустить Герду. И Герда забыла все. Но ей казалось, что в саду какого-то цветка недостает. Давайте поможем вспомнить, какой цветок всегда был ближе Герде. Вот и следующий осколок. Слушайте задание.
Перед вами цветы-картинки, которые растут в чудесном саду. (Ромашка, орхидея, змеевик, астра). Составьте слово по первым буквам названий цветов. И мы узнаем какой цветок больше всего нравился Герде. Молодцы, справились, какое слово получилось?
Дети расставляют буквы и получают слово «Роза». Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ, выкладывают фишки, обозначающие звуки. Один ребёнок работает у доски. (Приложение 2)
Воспитатель: С этим заданием вы справились. Молодцы, ребята! По пути встречаем Ворону Клару.
(Воспитатель предлагает произнести чистоговорку.)
Дети: Кар-кар, я летала, кар-кар я устала
Кар-кар, посижу, кар-кар отдохну.
Воспитатель: Вот и следующий осколок. Вороне Кларе нравятся слова, где находится звук [к]. Слушайте задание. Игра «Найди звук»
Где находится звук [к] в словах: в начале, в середине или в конце? Раскрась нужный квадрат в схеме. ( Предметные картинки: каравай, бык, карандаш, тарелка, букварь, лук). (Приложение 3)
Воспитатель: С этим заданием вы справились. Молодцы, ребята!
Физминутка
Мы сначала будем топать
А потом мы будем хлопать
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
(На мольберт выставляется картина - Маленькая Разбойница)
Воспитатель: Разбойница была избалованной, упрямой, своевольной девочкой. Ребята, давайте поможем Маленькой Разбойнице стать умной и послушной девочкой и научим её стать вежливой. Предлагаю поиграть. Я буду бросать мяч и называть слово вы должны назвать противоположное слово. Будьте внимательны. Игра «Скажи наоборот».
Плохая – хорошая Злая – добрая Грубая – вежливая Строгая - ласковая
Глупая – мудрая
Воспитатель: Молодцы! Надеемся, что в будущем маленькая разбойница станет воспитанной девочкой. А теперь снова в путь!
(На мольберт выставляется картина- Финка)
Воспитатель: Нашли мы следующий осколок. В жилье Финки было очень жарко и потому Финка быстро сняла одежду Герды и бросила. Ребята, мы сможем двигаться дальше, если разложим одежду Герды по полочкам.
Игра «Раздели слог»
На верхнюю полку положите одежду, в названии которой 1 слог, на вторую - в названии которой 2 слога, на третью - в названии которой 3 слога, на четвертую - в названии которой 4 слога. Приложение 5)
Воспитатель:. Молодцы, ребята!
Динамическая пауза.
Воспитатель: Справляемся мы с заданиями Снежной Королевы. Сердится она. Спрячемся от её гнева. (Дети делают ладошки «домиком» и закрывают ладошками глаза, вьюга постепенно затихает, дети опускают ладони).
Воспитатель: Вот мы и пришли в царство Снежной королевы. Но чтобы попасть внутрь, нам нужно придумать предложение со словом снег по выбранной схеме.
Игра «Выложи предложения по схеме» (Приложение 6)
Дети составляют предложения по предложенной схеме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы помогли Герде, выполнили задания Снежной Королевы, и она освободила Кая из своего снежного плена.
Скажите, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось наше занятие? Какие задания вам понравились?
Воспитатель подводит итог занятия.
Список литературы
1. Андерсен Г. Х. Сказки. -М. : АСТ:Астрель,2007.
2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. - М. :-Мозаика-Синтез,2012
3. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М. : Мозаика Синтез, 2005
4. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом М. :Просвещение 1991
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : «Айрис-пресс», 2008.