Рита Бараева
Проведение тестирования детей 6–7 лет с целью определения уровня готовности к обучению
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Проведение тестирования детей 6-7 лет с целью определения уровня готовности к обучению»
Выполнила
Бараева Рита Владимировна,
педагог - психолог
г. Щёлково
2024 год
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предоставляет возможность практического использования тестового диагностического материала в работе с детьми дошкольного возраста педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, психологам. Материалы разработаны на основе практического и теоретического опыта педагогики и психологии. Практическая значимость методической разработки весьма значима в свете введения новых ФГОС.
Темочки:
Бараева Рита Владимировна
Педагог-психолог дополнительного образования (высшая категория)
МАУДО Центр «Романтик» ГОЩ
8(903)281-64-89
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Цели, задачи…. 1
2. Ход работы…4
3. Заключение…7
4. Список использованной литературы….8
5. Приложения…9
1
Проведение тестирования детей 6 -7 лет
с целью определения уровня готовности к обучению
с применением ориентировочного теста Керна-Йирасека
Цель : определение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Задачи: проведение тестирования детей дошкольного возраста; использование модифицированного теста Керна-Йирасека; работа с родителями детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Важным итогом развития ребёнка старшего дошкольного возраста становится психологическая готовность к обучению в школе.
Основой школьной зрелости является базовая личная сформированность ребёнка. К этому возрасту ребёнок осознаёт свою половую принадлежность, ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет навыки самообслуживания, умеет подчинять своё поведение ситуации. Большинство детей этого возраста обладают рефлексией, выступающей важным психическим новообразованием. На её основе формируется другое важное новообразование - соподчинение мотивов деятельности. Более сложной становится структура сознания. Все эти изменения свидетельствуют о большой личностной зрелости ребёнка.
В характеристику данного возраста входит и представление о ведущей деятельности, внутри которой осуществляется развитие детской психики. В каждом возрасте выделяется своя ведущая деятельность. В интересующий нас возрастной период ведущей деятельностью является игра (в дошкольном возрасте) и учение (в младшем школьном возрасте).
Но только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение – его целенаправленной деятельностью.
2
Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Обе эти потребности способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде - внутренней позицией школьника. Данное новообразование имеет очень большое значение, ведь внутренняя позиция дошкольника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей.
Поэтому определение значений такой переменной, как «готовность к школе» становится все более актуальным для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателей, родителей.
В решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический.
Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т. п.
В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психологического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдается широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики.
В подходе, ориентированном на диагностику общей школьной зрелости (психологической готовности, выделяют следующие сферы и признаки:
1. Эмоциональная - проявляется в хорошей эмоциональной устойчивости и использовании эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий.
2. Интеллектуальная - проявляется в дифференцированности восприятия (перцептивная зрелость, преднамеренной концентрации внимания, аналитическом мышлении (способности постигать существенные признаки и связи между различными явлениями, воспроизводить образец, логическом запоминании, рациональном отношении к действительности (относительное ослабление значения фантазии, интересе к новым знаниям, овладении на слух разговорной речью, способности понимания и применении символов, зрительно - двигательной координации.
3
3. Социальная - проявляется в потребности общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности выполнять роль школьника в ситуациях школьного обучения.
Подход к диагностике общей школьной зрелости (психологической готовности) реализован в тесте Йирасека-Керна, который состоит из 4-х заданий (субтестов) :
1. рисование мужской фигуры;
2. копирование предложения;
3. срисовывание группы точек:
4. вербальный блок теста.
Выполнение заданий требует развитости тонкой моторики рук, а также скоординированности зрительного восприятия и движения рук.
Первый субтест проводит ориентировочную оценку общего уровня умственного развития.
Второй и третий субтесты диагностируют способность ребенка прилагать волевые усилия для выполнения малоинтересного задания, усидчивость, понимание принципа “ подражание образцу и овладение им.
Четвертый субтест «измеряет» вербальное мышление. Этот субтест состоит из 20 вопросов и позволяет диагностировать сформированность умственных операций (сравнение по основным признакам, установление аналогий, постижение цели).
Результаты обследования позволяют с достаточной долей точности оценить уровень готовности ребенка к школе.
4
Ход РАБОТЫ
1. О проведении данного диагностического мероприятия в обязательном порядке доводится до сведения родителей (законных представителей) детей. Родители (законные представители) подписывают документ о разрешении на проведении тестирования.
2. Задания методики моделируют действия, которые наиболее распространены на школьном уроке и доступны для выполнения ребенком 6-7 лет.
3. Используемая в данном исследовании методика является модифицированным (четвертый блок, вербальный, не проводится) вариантом известной тестовой процедуры Йирасека-Керна. Её выполнение дает представление об уровне развития ребенка дошкольного возраста:
- степени зрелости моторики,
- восприятия непосредственно воспринимаемых предметов,
- мышления, произвольности и социального развития.
2. Проведение диагностического мероприятия
1. Педагог (педагог-психолог) психолог диагностирует детей 6-7 лет в течение учебного занятия в группе количеством не более 10-12 человек.
2. Задания выполняются простым карандашом на стандартных листах бумаги (А4 или А5) или на заранее подготовленном бланке с заданиями. (Приложение 1)
3. Детям дается задание 1.
"Возьми карандаш, этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчика или дядю, дедушку - кого хочешь".
4. Детям дается задание 2.
5
"Посмотри внимательно, как здесь нарисованы буквы, постарайся написать их сам (сама) точно так же". Дать ребёнку лист бумаги размером 0,5 стандартного
нелинованного листа, на котором заранее педагог для образца написал следующую фразу:
5. Детям дается задание 3.
Педагог (педагог-психолог) на 0,5 стандартного нелинованного листа рисует пятиугольник, состоящий из 10 точек, и предлагает ребёнку скопировать фигуру. "Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам (сама) точно так же".
3. Анализ результатов
Для наглядности, удобства дальнейшей работы и анализа показатели выполнения тестовых заданий вносятся на каждого ребенка по списку в специально заготовленную таблицу (произвольной формы).
1-е задание
1 балл приписывается за нарисованную фигуру человека, в которой есть следующие части: голова, 2 ушей, 2 глаза, брови, рот, туловище, шея, две руки по 5 пальцев, ноги (в обуви или без, нижняя часть туловища отделена от верхней.
6
2 балла - могут отсутствовать такие детали - волосы, пальцы (или они не все).
3 балла - может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.
4 балла - примитивное изображение.
5 баллов - головоногое существо.
2-е задание
1 балл - полная схожесть букв. Буквы по размеру соответствуют образцу (или отличаются по размеру не более, чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не более 30 градусов вправо.
2 балла - изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.
3 балла - правильное изображение не более четырёх букв.
4 балла - набор штрихов.
5 баллов - сумбурное изображение.
3-е задание
1 балл - полная схожесть, допускается незначительное отклонение от образца отдельных точек или всего столбца (трёх точек). Общее изображение не должно быть увеличенным или уменьшенным более, чем вдвое.
2 балла - количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклонение трёх точек по вертикали или горизонтали не больше, чем на половину расстояния между ними.
3 балла - общая схожесть сохраняется, но количество точек не соответствует образцу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.
4 балла - схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдельных точек, но всё-таки они находятся в определённом порядке. Размер и количество точек не соответствует образцу.
5 баллов - сумбурное изображение.
4. Оценка результатов
Баллы суммируются.
От 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью,
от 5 до 9 - со средней,
10 или 11 баллов - с низкой.
Более 11 баллов получают дети с отклонениями в психическом развитии.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразие подходов к диагностике готовности к школе обусловлено многоплановостью самой готовности, недостаточной разработанностью этой проблематики.
С точки зрения психологии, ядром такой готовности является психологическая готовность.
И важно создать необходимые условия для каждого дошкольника, чтобы он смог развить личностные качества, получить необходимые знания, наработать навыки для успешного обучения в школе.
Материалы данного исследования могут быть предметом дальнейшего анализа, выводов, принятия программ коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, просвещения и консультирования родителей в формате деятельности образовательного учреждения. (Приложение 2)
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер, Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М. : Просвещение, 2009.
2. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной, И. В. М. : Педагогика, 2005.
3. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М. : Знание, 2007.
4. Овчарова, Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. : Знание, 2009.
5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : "Педагогика", 2008.
6. Рогова Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании М. : "Владос", 2008.
9
Приложение 1
Фамилия, имя___ Возраст___
1. Нарисовать мужчину 2. Скопировать 3. Срисовать
1 2
3
. ..
. ..
. . .
.
9
Приложение 2
Справка
по итогам проведения
диагностического мероприятия на выявление готовности к обучению детей дошкольного возраста
апрель, 2024 год
Использован ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика (графическая часть, оценка производилась по балльной системе (1-5 баллов).
Итоги:
1. Протестировано всего детей - 70 человек (29 девочек, 41 мальчик)
2. Развитие выше среднего - 44 человека (27 девочек, 17 мальчиков)
3. Норма возрастного развития – 22 человек (12 девочек, 10 мальчиков)
4. Ниже нормы развития – 4 человек (1 девочка, 3 мальчика)
• В том числе, 1 человек (1 мальчик) – исключительно низкий показатель уровня социального интеллекта, психомоторного развития и готовности к обучению. Родителям данных детей будет рекомендовано проведение с детьми индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы по социализации, интеллектуальному и эмоциональному развитию, подготовке к школе.
По материалам тестирования планируется проведение работы с родителями (сообщение об итогах обследования, беседа, соответствующая тематика лектория, индивидуальное консультирование) и с педагогами (индивидуальный подход к обучающимся, приемы постановки руки для письма). Работа с родителями будет проведена психологом совместно с педагогами объединений для дошкольников.
25.04.2024
Педагог-психолог Бараева Р. В.