Лосалова Елена
Методическая разработка программы «Весёлая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
«Весёлая математика»
Возраст обучающихся: 3-6лет Срок реализации: 9 месяцев
Пояснительная записка
Математика—это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней — это, прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Публикация «Методическая разработка программы „Весёлая математика“» размещена в разделах
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умение сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений способствует успешной адаптации детей к условиям школы.
На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Детям уже свойственно стремление выполнить задание и получить за это положительную оценку.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
В данной программе понимается вопрос развитие интеллектуальных способностей игровыми методами детей дошкольного возраста в условиях социального приюта. Описываются работа образовательной программы "Веселый математик", виды игр (дидактические, сюжетно- ролевые, занимательные вопросы, задачи-шутки, пальчиковая гимнастика,методы и формы работы с данными детьми. Показаны особенности организации педагогической работы в условиях социального приюта.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Период дошкольного детства важно не упустить, так как ребенок восприимчив к освоению нового, но в тоже время его нельзя перегружать знаниями. Следовательно, обучение дошкольников началам математике должно уделяться больше внимания.
Основное усилие педагога должно быть направленно на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Поэтому возрастает роль социального приюта и педагога (воспитателя) при развитии элементарных математических представлений детей, оставшихся без попечения родителей. Такая работа ведется посредством игровых методов.
Цель программы : обучить детей дошкольного и младшего школьного возраста методам и приемам логического мышления в рамках игровой деятельности.
Задачи:
• развитие памяти, внимания, воображения
• развитие познавательной активности
• развитие мелкой и крупной моторики
• сформировать внутреннюю позицию школьника
• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей
Показать результативность работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников посредством игровых методов в условиях социального приюта
Продолжительность одного обучающего занятия - от 20до 25 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по возрастным группам.
Результаты реализации программы «Веселый математик» :
• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
• Считать до 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?».
• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
• Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду.
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
• Различать левую и правую руки.
• Определять части суток.
Программа рассчитана на 9 месяцев
Учебный курс дополнительной образовательной программы "Веселый математик" зависит от времени распланированного на мероприятия для детей.
Таким образом, реализация программы целесообразна и отражена в календарно-учебном графике.
2. Учебно-тематический план.
№ п / п Разделы программы Количество часов
1 Число и цифра 1 1
2 Число и цифра 2 1
3 Что такое пара 1
4 Число и цифра 3 1
5 Знаки «больше» и «меньше» 1
6 Сложение 1
7 Вычитание 1
8 Число и цифра 4 1
9 Число и цифра 5 1
10 Точка и линии: прямая, кривая, ломаная 1
11 Число и цифра 6 1
12 Число и цифра 7 1
13 Число и цифра 8 1
14 Сравнение 1
15 Число и цифра 9 1
16 Число и цифра 10 1
17 Что такое круг? 1
18 Что такое треугольник? 1
19 Что такое прямоугольник? 1
20 «Длиннее, короче» 1
21 Свойства: цвет 1
22 Свойства: размер 1
23 Сравнение предметов 1
24 Комбинаторика 1
25 Деление на группы 1
26 Штриховка, наклонные линии, разлиновка, пунктирные линии 1
27 Графические диктанты 1
28 Графический диктант «Гусь». 1
29 Графическим диктантам «Тюльпан в клеточку» 1
30 Рисование овала и полуовала 1
31 Чередование элементов 1
32 Обведение по контуру 1
33 Рисование круга и полукруга 1
34 Танграм 1
35 Тяжелее, легче. Сравнение по массе 1
36 Объём. Сравнение по объёму 1
37 Длиннее, короче. 1
38 Измерение длины 1
39 Тяжелее, легче. Сравнение по массе» 1
40 Измерение массы 1
41 Ближе, дальше 1
42 Выше, ниже 1
43 Впереди, сзади, между 1
44 Слева, справа, посередине 1
45 Нахождение сходства 1
46 Нахождение различия 1
47 Часы и время 1
48 Блоки Дьенеша 1
48
«Календарно-тематический график»
Приложение
1полугодие
СЕНТЯБРЬ
Тема Часы
Сравнение двух групп предметов (один и много)» Цель: Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемами приложения предметов одной группы к предметам другой, устанавливать равенство, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «поровну». Закреплять умения сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине, употребляя слова и выражения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Тема: «Выше - ниже - одинаковые по высоте»
Цель: Учить детей сравнивать два контрастных предмета по высоте, пользуясь приемами приложения, обозначать результаты сравнения словами: «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Закреплять умения детей выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах от 1 до 3).
Тема: «Число и цифра 1»
Цель: Учить детей различать группы предметов, содержащие 1 и 1, 1 и много предметов, сравнивать, называть число предметов, устанавливать равенство в группах по одному предмету и неравенство в группах с разным количеством предметов. Познакомить с цифрой 1.
Показать образец правильного счета на карточках (слева направо).
Ориентировка по отношению к себе (правая, левая рука). Дидактическая игра «Что изменилось?» - закрепление геометрических фигур.
Тема: «Число и цифра 2»
Цель: Учить детей сравнивать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 2 предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов, обозначать цифрой. Познакомить с цифрой 2. Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине. Ориентировка во времени: части суток (дидактическа игра «Когда это бывает?»).
ОКТЯБРЬ
Тема Часы
Тема: «Широкий - узкий»
Цель: Продолжать учить детей сравнивать предметы по ширине. Закреплять счет до 2, соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов одинаковых и разных по ширине.
Тема: Тема: «Число и цифра 3»
Цель: Учить сравнивать группы, содержащие 2 и 2, 2 и 3 предмета, называть число предметов, устанавливать равенство и неравенство, познакомить с цифрой 3.
Закрепить сравнение предметов по ширине.
Дидактическа игра «Угадай, что где находится?», ориентировка в пространстве.
Тема: «Ориентировка в пространстве по отношению к себе» Цель: Учить детей различать и называть пространственное направление от себя: «слева», «справа», «на», «под».
Закрепить умение сравнивать предметы по величине: толстый, тонкий, выделяя признаки сходства и различия.
. Тема: «Счет в пределах 3-х. Соотнесение цифры и числа» Цель: Продолжать учить детей считать в пределах 3. отсчитывать предметы по заданию, обозначать цифрой. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) - дидактическа игра «Из каких фигур состоит предмет?»
НОЯБРЬ
Тема Часы
Тема: «Утро, вечер, день, ночь»
Цель: Дать понятие о частях суток.
Сравнение чисел 2 и 3. установление равенства и неравенства. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький).
Тема: «Счет до 3-х. Соотнесение цифр и чисел 1, 2 и 3»
Цель: Продолжать учить считать в пределах 3, называя числительные по порядку, согласовывая в роде, числе и падеже; называть итоговое число. Закрепить знание цифр 1, 2 и 3. Упражнять в ориентировке в пространстве (по отношению к себе).
Тема: «Счет предметов по-разному расположенных в пространстве»
Цель: Показать независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов. Учить сравнивать два предмета контрастного размера (по длине, ширине, высоте).
. Тема: «Впереди - сзади, слева - справа»
Цель: Учить определять направления и расположение предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа).
Закрепить умение вести счет в пределах 3, находить столько игрушек, сколько кружков на числовой карточке.
Дидактическа игра «Из каких фигур состоит предмет?», знание геометрических фигур.
ДЕКАБРЬ
Тема Часы
. Тема: «Число и цифра 4. Прямоугольник»
Цель: Учить детей сравнивать группы предметов в пределах 4, познакомить с цифрой 4, соотносить последнее числительное ко всей группе предметов. Формировать понятие, что число не зависит от формы расположения предметов.
Познакомить детей с новой геометрической фигурой- прямоугольником.
Тема: «Куб»
Цель: Познакомить детей с кубом в сравнении с квадратом, упражнять в обследовании фигуры и формы осязательно двигательным путем.
Упражнять в установлении равенства между группами предметов (добавлять или убавлять один предмет).
Дидактическая игра «Положи, куда скажу»- учить выкладывать по образцу.
Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Учить детей считать предметы в пределах 4, различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который?», «Какой по счету?». Упражнять в различении куба с квадратом.
Упражнять в сравнении предметов по высоте
ЯНВАРЬ
Тема Часы
Тема: «Шар»
Цель: Познакомить детей с шаром в сравнении с кругом, упражнять в обследовании фигуры и формы осязательно двигательным путем.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу.
Упражнять в сравнении предметов по длине - д. и. «Наоборот».
Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки» Цель: Учить детей измерять длину двух предметов с помощью условной мерки.
Упражнять в сравнении двух групп предметов до 4 - д. и. «Кому сколько?»
Учить различать понятия: «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться словами.
Тема: «Число и цифра 5»
Цель: Учить детей считать в пределах 5, познакомить с цифрой 5, называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе: впереди, позади, справа, слева, внизу, далеко, близко.
Дидактическая игра «Найди такую же» - закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с образцом.
ФЕВРАЛЬ
Тема Часы
Тема: «Овал»
Цель: Познакомить детей с овалом в сравнении с прямоугольником и кругом; упражнять в обследовании форм осязательно-двигательным и зрительным путем.
Упражнять в различении порядкового и количественного счета в пределах 5, правильно отвечая на вопросы «Сколько?», «Который?».
Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Научить детей различать порядковый и количественный счет.
Продолжать учить детей пользоваться условной меркой при сравнении двух предметов.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу.
Дидактическая игра «Какая по счету игрушка спрятана?»
Тема: «Что мы знаем и умеем» (контрольное)
Цель: Продолжать учить считать предметы в пределах 5, сравнивая две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет (или убирая из большей группы предмет). Закрепить умение раскладывать предметы слева, справа, сверху, внизу по отношению к себе.
Дидактическая игра «Что это?»- учить способам осязательного обследования узнавать геометрические фигуры (куб, шар).
2полугодие
МАРТ
Тема Часы
Тема: «Столько же, поровну»
Цель: Устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов («на верхней полосе 5 морковок, а на нижней - 5 грибков, морковок и грибков поровну»). Упражнять детей в сравнении куба и шара, пользуясь осязательно-двигательным и зрительным путем.
Дидактическа игра «Что изменилось?»- (количественный и порядковый счет).
Тема: «Волшебная страна геометрических фигур»
Цель: Учить различать и называть геометрические тела (куб, шар) и фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).
Дидактическа игра «На что это похоже?»- находить предметы подобной геометрической формы в окружающей обстановке. Упражнять в отсчитывании геометрических фигур и тел по образцу и названному числу.
Тема: «Какой по счету?» «Который?»,
Цель: Закреплять представления о порядковом счете, умение правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?». Продолжать учить считать предметы в пределах 5, относить последнее числительное ко всей группе, ( например: всего 5 мячей).
Учить детей двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вправо-влево, встать между предметами).
Дидактическа игра «Угадай сколько?»
Тема: «Больше, меньше, поровну»
Цель: Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга.
Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине (самая длинная, короче, ещё короче, самая короткая).
Счет предметов с помощью разных анализаторов.
АПРЕЛЬ
Тема Часы
Тема: «Далеко - близко»
Цель: Продолжать учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Например: далеко - близко, высоко - низко, вверху - внизу, позади - впереди. Устанавливать независимость числа предметов от формы расположения, размера, расстояния между ними.
Продолжать учить отсчитывать определенное число предметов по образцу и названному числу.
Тема: «Утро-вечер, день-ночь»
Цель: Закрепить части суток: утро, вечер, день, ночь. Продолжать учить различать и называть геометрические тела: куб, шар.
Упражнять в обследовании формы предметов осязательнодвигательным путем.
Дидактическа игра «Живые цифры».
Тема: «Порядковый счет»
Цель: Продолжать учить детей считать в пределах 5 по порядку. Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки (логические задачи).
Закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Их отличие от геометрических тел (куб, шар).
Дидактическа игра «Когда это бывает?»
Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки»
Цель: Продолжать учить детей измерять два предмета с помощью третьего - условной меры.
Развивать умение детей выявлять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство предметов и находить лишний предмет.
Дидактическа игра «У кого столько же?»
1
МАЙ
Тема Часы
Тема: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Учить детей пользоваться словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Продолжать учить детей отсчитывать предметы по названному числу (отсчитывай три утки, пять зайчат и т. д.).
Закрепить умение раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по высоте (самый высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и наоборот - самый низкий, выше, ещё выше, самый высокий).
Дидактическа игра «Соедини правильно».
Тема: «Счет по образцу и названному числу»
Цель: Продолжать учить отсчитывать предметы по образцу и названному числу.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по толщине (самый толстый, толстый, тоньше, ещё тоньше, тонкий, самый тонкий и наоборот).
Тема: «Веселая угадай-ка»
Цель: Развивать логическое мышление, восприятие, закреплять навыки счета, знание цифр, геометрических фигур.
,
Тема: Графические диктанты
Цель :развивать ориентировку на листе,формировать усидчивость,доводить начатое дело до конца
Тема: «Части суток».
Пр. задачи. Расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, формировать умение соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции 1
Тема: Математическое путешествие по сказке «Колобок».
Пр. задачи: Закрепить счёт. Количество, цифры и числа. Части суток. Развивать пространственное мышление; Развивать умение действовать по словесной инструкции, использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.
Тема Игра «Домино»
Пр. задачи. Научить детей находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах. 1
Тема Блоки Дьенеша
Пр. задачи. Умение различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине. Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Продолжать формировать умение Тема: «Чему мы научились» Контрольное Цель: Отслеживание навыков практической работы. Числа и цифры в пределах 5
Сравнение групп предметов, установление равенства и
неравенства
Порядковый счет
Вчера, сегодня, завтра
Измерения с помощью условной мерки находить в числовом ряду число и соседние с ним числа.
Приложение
Тест на выявление уровня оценки знаний элементарных математических представлений у дошкольников посредством игры в условиях социального приюта.
Цель теста: выявить особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи теста:
· Определить уровень развития обследовательских умений (зрительным и осязательно-двигательным способами) детей;
· Выявить умение детей определять количественные представления: один-много, чего больше (меньше?;
· Выявить умение детей распознавать величину предмета: длинный- короткий, широкий -узкий, высокий - низкий;
· Выявить умение детей находить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;
· Выявить умение детей ориентироваться во времени: день-ночь, утро-вечер.
Задания теста:
1. «Где один, а где много?»;
2. «Чего больше, а чего меньше?»;
3. «Что длиннее, а что короче?»;
4. «Что шире, а что уже?»;
5. «Что выше, а что ниже?»;
6. «Посмотри на это домик, на какую фигуру похожа крыша?»
7. «Какая фигура – окошко у домика?»
8. «Какая фигура – основа домика?»;
9. «На какой картинке день, а на какой ночь?»;
10. «На какой картинке утро, а на какой вечер?».
Высокий уровень оценки: ребенок быстро и самостоятельно справился с заданием;
Средний уровень оценки: ребенок периодически нуждался в помощи воспитателя;
Низкий уровень оценки: ребенок не смог справиться с заданием, ему все время нужна была помощь.
1-е тестирование проводилось до занятий с детьми в социальном приюте.
2-е тестирование проводилось после 6-ти месяцев работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников посредством игры в условиях социального приюта.
Приложение
Дидактические игры для развития элементарных математических представлений дошкольников посредством игровых методов в условиях социального приюта.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Приложение
Упражнения для развития элементарных математических представлений.
1. Упражнение в выделении отдельных предметов из группы и объединении предметов в группы по общему признаку. Развитие умения видеть составные части множества (много) как единого целого. Находить много и один в ближайшем окружении (Количество занятий 3)
2. Развитие умения определять, в какой группе предметов больше, меньше или равное количество (на основе использования приемов наложения, приложения самих предметов или их изображений) (Количество занятий 2)
3. Обучение детей счету в пределах 5 на основе попарного соотнесения предметов двух групп, выраженных числами 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5. Установление способов уравнивания двух групп предметов. (Количество занятий 4)
4. Показ независимости числа от расстояния между предметами, от размера предметов, образующих группы (Количество занятий 3)
5. Показ независимости числа от формы расположения предметов в группах (Количество занятий 2)
6. Упражнение в отсчитывании определенного количества предметов (из большего) по образу и названному числу (Количество занятий 2)
7. Упражнение в счете на слух и по осязанию в воспроизведении количества движений (Количество занятий 3)
8. Упражнение в сравнении двух предметов контрастных и одинаковых размеров путем их наложения и приложения. Обозначение размерных отношений между двумя предметами: длиннее - короче (равные по длине, шире - уже (равные по ширине, выше - ниже (равные по высоте) (Количество занятий 3)
9. Формирование умения устанавливать соотношения между тремя-пятью предметами по величине, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания и убывания их размеров (длинная, короче, еще короче, самая короткая и др.) (Количество занятий 5)
10. Развитие умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр; предметы круглой, квадратной, треугольной формы, а также имеющие форму шара, куба, цилиндра. (Количество занятий 3)
11. Совершенствование пространственных ориентировок: вверху -внизу; слева (налево, справа (направо, слева направо, впереди - сзади, за, на, над, под, ближе, дальше, между (Количество занятий 2)