Ирина Голенчук
Методическая разработка «Чистоговорки-фантазёрки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
«Чистоговорки-фантазерки»
Автор:
воспитатель Голенчук Ирина Валериевна
г. Краснодар 2022г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
«Чистоговорки-фантазерки»
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет.
Публикация «Методическая разработка „Чистоговорки-фантазёрки“» размещена в разделах
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.
Основной целью использования мной в работе с детьми чистоговорок является развитие фонематического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми-развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса.
Чистоговорка-малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении.
Чистоговорка-это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения-один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Задачи:
• Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок.
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
• Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).
• Закрепление произношения поставленных звуков.
• Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей.
• Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.
Ожидаемые результаты у детей
• Овладение навыками выразительной, правильной речи.
• Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а также обогатит новыми интересными знаниями.
Приемы работы с чистоговорками :
Говорим чистоговорки по-разному :
Цель: развитие интонационной стороны речи, тембра и силы голоса.
С разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной) :
Ры-ры-ры-летают комары!
Ры-ры-ры-летают комары?
Ры-ры-ры-летают комары.
Как петушок, например, высоким голосом, или как дедушка-низким).
С различной силой голоса (тихо – громко).
С интонационным выделением слова;
Поем чистоговорки :
Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, автоматизация звука во фразах.
Любую чистоговорку можно пропеть, подобрав к ней подходящую мелодию, как частушку;
детскую песню, эстрадную, колыбельную, в стиле рэп.
Слушай, посмотри, запомни, повтори:
Цель: развитие внимания, памяти, правильного звукопроизношения
Ребёнок смотрит на страничку с чистоговоркой, слушает взрослого, затем отворачивается и правильно произносит чистоговорку на память.
Проговори и прохлопай чистоговорки :
Цель: обучение детей делению слов на слоги.
Ребенок вместе со взрослым прохлопывает все слоги чистоговорки так, чтобы на один
слог приходился один хлопок, например,
Жи-жи-жи -в лесу живут ежи.
Подбираем слово к чистоговорке :
Цель: обучение детей подбору слов-предметов, слов-действий с заданным звуком, развитие фонематического слуха.
Произносится чистоговорка и ребенку предлагается подобрать слово-предмет с заданным звуком:
Гай-гай-гай –летит мой… (попугай)
Добавь слог:
Цель: учить ребенка заканчивать слово слогом с заданным звуком
Воспитатель произносит чистоговорку, а ребенок добавляет слог.
Ки - ки - ки- куби (кубики)
Предлагаемые приёмы работы можно ежедневно включать и в индивидуальные, и в подгрупповые, логопедические занятия. Использование данных приёмов предоставляет ребёнку возможность создать своё, придумать самому. Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает живой интерес у детей к занятиям.
Инсценировка чистоговорки :
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.
Жу-жу-жу-пролечу и прожужжу (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
Закончи чистоговорку :
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком» :
Ок-ок-ок-бабочка села на (цветок, листок, грибок, ботинок, носок и тд)
«ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах.
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:
Ши-ши-ши-что-то шепчут камыши
Шах-шах-шах-это утка в камышах
Шей-шей-шей-выходи из камышей
Шах-шах-шах-нет уж утки в камышах
Ши-ши-ши-что-то шепчут камыши?
Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку-дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.
Ра-ра-ра-очень нравится игра
Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Жа-жа-жа-в нашем торте три моржа
Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.
Ла-ла-ла-какая юла?
Ла-ла-ла-синяя юла (красивая, маленькая, звучащая и тд)
Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку :
Ок-ок-ок-это детский городок
Ок-ок-ок-какой красивый теремок
Ры-ры-ры-Рома катится с горы
Ра-ра-ра-очень рада детвора
Скажи где?
Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.
Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.
Ик-ик-ик-где шарик?
Ик-ик-ик-на столе шарик
Ик-ик-ик-за шкафом шарик
Ик-ик-ик-в руке у Маши шарик
Сосчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку :
Аш-аш-аш-это карандаш
Аш-аш-аш-один карандаш
Ша-ша-ша-два карандаша
Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком
Прочитайте скороговорку медленно.
Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.
Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.
Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.
Теперь пусть он проговорит скороговорку шё потом несколько раз: сначала медленнее, потом быстрее.
Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Чистоговорки-чисто говорить
Вслушайтесь в само название – «чистоговорка», то есть «чистая говорка», или другими словами-чистая речь! Именно эти веселые, забавные рифмовки, которые так нравятся без исключения всем детишкам, выполняют важнейшую функцию-«чистят» речь малыша от всякого ненужного мусора, неправильно употребленных или произнесенных звуков, запинок.
Проговаривание чистоговорок- интереснейшее занятие.
Наш лозунг на ближайшее время-чтобы чисто говорить, будем рифмами ссорить!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Г. А. «Уроки риторики»
2. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи»
3. Рождественская В. «Воспитание правильной речи».
4. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду»
5. Успенская Л. Л. «Учитесь правильно говорить».
6. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
7. Шашкина Г. Р. «Логопедическая работа с дошкольниками».