Юлия Федосеева
Занимательные игровые задачи с математическим содержанием «Весёлая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Самая благоприятная сфера для весёлого обучения в игре – это знакомство с цифрами и числами. Цифры преобладают в нашей жизни, они вокруг нас, мы каждый день видим их на часах, на страницах книг, календарях, в номерах телефонов… Числа хранятся в стихах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, поэтому знакомство с математикой, обладающей уникальным развивающим эффектом происходит буквально ежедневно. Однако, это один из наиболее трудных учебных предметов, поэтому очень важно для дошкольного детства представить данный предмет в занимательной игровой форме, тем самым привить детям любовь к математике.
Публикация «Занимательные игровые задачи с математическим содержанием „Весёлая математика“» размещена в разделах
«Цифры в стихах»
Стихи в весёлой форме расскажут детям про счёт. Рифмы воспринимаются на слух гораздо проще. Стих разбавляет речь, добавляет эмоций и жизни, в то время как прозой мы говорим ежеминутно и она надоедает. Стихи про цифры актуальны для занятий в детском саду и для тех родителей, кто хочет развивать ребёнка с раннего детства.
Цель: ознакомление с миром чисел на материале устной поэзии.
Задачи:
• развивать операционное мышление;
• развивать умения активно слушать небольшие стихи;
• способствовать развитию памяти.
«Математические считалочки»
Научить детей считать легко, если преподнести счёт в интересной для них форме. Дети легко усваивают информацию, поданную в виде коротких рифмованных стихов, разновидностью которых являются считалки. Даже самый неусидчивый малыш сможет научиться счёту, используя эти короткие стишки, а весёлые иллюстрации к ним послужат ещё и развитию речи. Для обучения своих воспитанников я сделала подборку интересных считалок, отвечающие их возможностям, которые позволяют не только интересно провести время, но и повторить действия сложения.
Цель: повторение и обобщить знания о действии сложения на материале народного фольклора.
Задачи:
• формировать представление о сложении, как объединении групп предметов;
• тренировать память;
• развивать воображение, чувство ритма, речь;
• тренировать навыки анализа, сравнения и мыслительные
«Цифры в загадках»
Для своих воспитанников я подготовил подборку загадок про цифры с ответами и картинками для разных возрастов. Это превосходный дополнительный материал для знакомства детей с цифрами, который можно успешно использовать как на занятиях в детском саду, так и дома во время семейного вечернего досуга или на прогулке.
Цель: расширение представлений о числах на материале малого жанра фольклора.
Задачи:
• Углублять знания о числах, сопровождающих людей везде и повсюду;
• Способствовать развитию смекалки и находчивости.
«Математические скороговорки с цифрами»
Одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без скороговорок. Поэтому использование шуточного жанра народного творчества поможет ребенку быстрее и легче познать красоту математического языка.
Цель: нахождение элементов математики в жанрах устного народного творчества; расширение представления о числах на материале малого жанра фольклора.
Задачи:
• развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;
• способствовать повышению качества усвоения знаний воспитанников:
• расширять кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
«Примеры с цифрами первого десятка в картинках»
Как формировать навыки счета, когда порой нелегко увлечь дошкольника полезным занятием? Каким образом можно добиться осознанных, крепких вычислительных навыков? Самое главное – это наглядность. Занимательная математика ожидает ребёнка, если решение примеров представить в виде картинок, на которых примеры представлены не цифрой, а количеством предметов.
Цель: закрепление счёта в пределах 10 в игровой форме.
Задачи:
• совершенствовать умения соотносить числа с количеством предметов;
• познакомить с цифрами первого десятка;
• развивать математические способности;
• развивать память, мышление, внимание, самостоятельность;
• расширять и активизировать словарный запас.
«Весёлые задачи в стихах и картинках»
Иллюстрированные задачки, изложенные в стихотворной форме, делают увлекательным изучаемый материал. В такой форме он особенно интересен детям. «Веселые задачки» будут интересны не только педагогам дошкольного образования,
но и родителям, желающим заинтересовать ребенка и привить
любовь к математике.
Цель: повышение интереса к математике и развитие первоначальных навыков математического мышления посредством использования стихотворных задач в картинках.
Задачи:
• углублять знания по математике;
• развивать познавательный интерес к науке;
• развивать логическое мышление, память, внимание;
• воспитывать устойчивый интерес к предмету.
[
b]«Сравниваем противоположности. Учимся
ориентации в пространстве»[/b]
Представляю вам следующее игровое пособие в картинках «Сравниваем противоположности». Детям дошкольного возраста легче усвоить антонимические пары на наглядных примерах.
Ребенок не только запоминает материал, но и пытается рассуждать.
Цель: обучение детей дошкольного возраста умению находить предметы и явления, которые противоположны друг другу по назначению.
Задачи:
• расширять представления об объектах окружающего мира;
• учить различать знакомые предметы по величине;
• закреплять понятия «большой» и «маленький»;
• продолжить работу по развитию навыков выделять признаки сходства и различия.
Ориентирование на плоскости и в пространстве.
Цель: обучение детей дошкольного возраста умению правильно определять пространственное расположение предметов относительно себя.
Задачи:
• развивать умение различать и называть пространственные
направления: над, под, слева, справа, относительно себя;
• уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
• развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
• тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия и обобщение.
«Учим дни недели в стихах и картинках»
Детям дошкольного возраста такие понятия как дни недели даются нелегко, т. к. они невидимые (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет, они не имеют запаха). Зная, что у дошкольников преобладает наглядно – образное, словесно – логическое мышление, необходимо действовать по принципу: «Увидел – Запомнил», «Услышал – Запомнил». Поэтому для ознакомления с днями недели, для своих воспитанников я сделала подборку стихов про дни недели связанные родственными образами (братья и сестры) с картинками.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с последовательностью дней недели.
Задачи:
• учить детей правильно называть последовательность дней недели;
• закреплять знания детей о названиях дней недели;
• развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
«Который час?»
Прежде чем приступить к изучению времени, пробежимся по основным умениям: умеют ли дети считать и ориентироваться в ключевых понятиях, связанных со временем?
Продвигаемся дальше, будем изучать время. Время для детей – это не понятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берётся, я подготовила для своих воспитанников картинки часов со стрелками (поскольку настоящие часы движутся медленно, шаблон циферблата для занятий, карточки с развивающимися заданиями по теме (необходимо определить какое время показывают часы, карточка, где в стихотворной форме рассказывается, что такое минута.
Цель: ознакомление детей с понятием Время и способами его измерения.
Задачи:
• познакомить детей с понятием: циферблат, часы, сутки, минуты, секунды, ровно час, полчаса, четверть часа;
• познакомить с часовой, минутной, секундной стрелкой и их размерами;
• углубить знания о стрелках (какая самая быстрая, какая стоит почти на месте);
• углубить знания о времени прохождения каждой стрелки по целому кругу;
• познакомить с понятием: «по часовой стрелке», «против часовой стрелки»;
• дать понятие о том, что время движется только вперёд;
• учить детей отсчитывать минуты интервалами, кратными 5;
• дать понятие о том, что часовая стрелка имеет два значения (до 12-ти мы видим цифры такими, какими они представлены на циферблате, а после цифра 1, уже означает 13 часов).
«Изучение длины»
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
При формировании представлений о величине предметов я использую специальный дидактический материал.
Цель: формирование умений и навыков измерительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить с элементарными способами измерения;
• познакомить с понятием: мера, длина, ширина, высота;
• формировать умение сравнивать величину двух предметов (длину, ширину, высоту) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу;
• упражнять в измерении длины с помощью условной меры;
• Познакомить с понятием меры величины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр;
• учить детей устанавливать размерные отношения между 3-5; 5-10 предметами разной длины, ширины, высоты: располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины;
• Учить детей делить предмет на 2, 4, 8 равных частей с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех и т. д.)
"Геометрические фигуры"
В своей работе при изучении геометрических фигур с воспитанниками я использую метод наглядности (плакаты, таблицы, рисунки)
Цель: закрепление знание свойств геометрических фигур, формирование начальных геометрических представлений.
Задачи:
• закреплять знания о наименовании геометрических фигур;
• развивать умения называть геометрические фигуры по описанию;
• формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам: цвет – форма; величина – цвет; форма – величина;
• учить приёмам обследования зрительно – двигательным путём;
• учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах (быту, природе);
• познакомить с геометрическими телами (шар, куб, цилиндр);
• формировать умения соотнести геометрические фигуры с предметами окружающего мира.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, а представленный в данной публикации материал, поможет им приобрести новые знания, умения и навыки.