Маракулина Марина
Методическая разработка профориентационной игры «Город Будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство воспитанников детского дома и детей из замещающих семей с профессиональными перспективами.
Задачи:
1. Активизировать размышления участников о выборе профессии с учетом тенденций изменения рынка труда.
2. Создать условия для самостоятельного, осознанного принятия личностных и профессиональных решений.
Публикация «Методическая разработка профориентационной игры „Город Будущего“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Игры для детей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
3. Расширить представления участников игры о мире профессий.
4. Позволить участникам «примерить» на себя несколько новых профессий.
Форма проведения: профориентационная игра.
Участники: воспитанники детского дома и дети из замещающих семей в возрасте 7-10 лет.
Количество участников: 10-15 человек.
Время проведения: 2,5 часа
Результативность: данное мероприятие было проведено в условиях детского дома для воспитанников детского дома и детей из замещающих семей в августе 2018 года. В ходе проведения была достигнута цель мероприятия, и решены поставленные задачи. Дети получили новые знания, умения, социальный опыт. Реакция детей на данное мероприятие крайне положительная, эмоциональная. Я считаю, что социальная значимость этой игры очень высока, поскольку считается, что профессиональным определением школьника необходимо заниматься ближе к выпуску его из школы, а эта игра позволяет уже в возрасте младшего школьника задуматься над своим будущим, самому «примерить» на себя роль взрослого, постараться разобраться в своих интересах, развивая которые можно сделать правильный профессиональный выбор.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Уже скоро вы все пойдёте в школу. Скажите, как вы думаете, а зачем все ребята на свете ходят в школу? (ответы ребят). Конечно, в школе вас многому научат, вы узнаете много-много нового и интересного! А потом, после школы, вы сможете выбрать, кем вы станете в будущем, кем будете работать, когда станете взрослыми. Учиться вам предстоит долго, 10 лет в школе, потом в институте или других учебных заведениях. За это время вокруг нас всё успеет измениться – города, школы и, конечно, мы с вами! А вы бы хотели заглянуть в будущее и посмотреть, как будут работать люди, когда вы станете взрослыми? (ответы детей) Сегодня у нас есть такая возможность! Дело в том, что именно сегодня, всего на один денёк, один мой знакомый учёный подарил для вас машину времени! Хотите отправиться со мной в увлекательное путешествие? Тогда прошу вас на борт! Для начала нам нужно поудобнее расположиться на своих креслах и пристегнуть ремни безопасности (дети рассаживаются на стульях). Итак, все готовы? Тогда поехали!
Свет в комнате гаснет, начинается отсчёт времени – пять, четыре, три, два, один, ПУСК! В комнате загораются разноцветные лампочки (зеркальный шар, звучит фантастическая музыка, звуки полёта. По окончании полёта загорается большой экран на стене перед ребятами, на который проецируется видеоролик «Город Будущего». Свет в комнате загорается.
Педагог: Ну как себя чувствуете? Все хорошо перенесли полёт? Вот мы с вами и переместились во времени! А теперь нас уже ждут в Городе Будущего. Вставайте со своих мест и давайте посмотрим, как же там живут и работают люди.
Педагог с детьми переходят в другое помещение, где на входе написано «Город Будущего». В комнате оборудовано 4 площадки.
1 площадка.
Профессия «СИТИ-ФЕРМЕР»
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петр Николаевич. Моя профессия СИТИ-ФЕРМЕР. Появится она только после 2020 года. Дело в том, что к этому времени города становились всё больше и больше и перед учёными встал вопрос – как вырастить нужные для питания человека растения в условиях города? Тогда и появилась наша профессия. Мы стали выращивать растения на крышах домов, прямо в городе! Первая сити-ферма появилась уже в ваше время в Сингапуре уже в 2012 году. Чтобы вырастить растение в городе, а не в поле, нужны особые методы и специальные знания. А давайте вместе с вами прямо сейчас попробуем посадить вашу первую сити-ферму? Хотите? Тогда нам понадобится специальное оборудование!
Мастер-класс по посадке зелёного лука на перо в гидрогель.
Необходимые материалы: пластиковые стаканы объемом 300мл по количеству участников, гидрогель по количеству участников, вода в лейках, луковицы по количеству участников, ложки.
1. Гранулы гидрогеля нужно высыпать в большую емкость, залить водой и оставить на 8 часов при комнатной температуре для набухания (это необходимо сделать заранее)
2. Разбухшие гранулы гидрогеля при помощи ложки разложите по пластиковым стаканам.
3. Поместить луковицы в стаканы с аквагрунтом, немного полить водой из лейки.
Теперь вам нужно будет ухаживать за вашими растениями, чтобы они выросли сильными и здоровыми! Ну вот вы и стали настоящими сити-фермерами, выполнили наше первое задание вашего путешествия и получаете настоящую медаль! (раздаёт медали «СИТИ-ФЕРМЕР»)
2 площадка.
Профессия «ТРЕНЕР ПО МАЙНД-ФИТНЕСУ»
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Петровна! Очень рада с вами познакомиться! Сегодня я буду вашим тренером! Как вы думаете, что делает тренер? (ответы детей) Да-да, в ваше время тренер занимался вашим физическим развитием. А сейчас появились тренеры, которые развивают ваши умственные способности, то есть развивают ваш мозг! Представляете? Дело в том, что человечество шагнуло далеко вперёд, и для того, чтобы совершать всё новые и новые открытия, детям уже сейчас необходимо развивать свой мозг. Для этого и появились мы – тренеры по майнд-фитнесу! Хотите попробовать потренировать свой мозг прямо сейчас? Прошу вас, пройдите за компьютеры и попробуйте пройти небольшие задания, которые мы для вас приготовили.
Дети проходят он-лайн игры на тренажёре для мозга Викиум (сайт wikium.ru)
Поздравляю вас, ребята! Вы успешно прошли обучение и можете даже теперь быть настоящими тренерами по майнд-фитнесу! Получите ваши заслуженные медали!
3 площадка.
Профессия «SCIENCE-ХУДОЖНИК»
-Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Алёна Геннадьевна и моя профессия science-художник. Кто же это, и чем мы занимаемся? Конечно, в первую очередь мы художники, люди творчества! Только в сегодняшнем мире все профессии так тесно переплетаются друг с другом, что их уже трудно разделить. Вот и наша профессия появилась в результате слияния двух – учёных и художников. Ведь «science» в переводе с английского значит «наука». Хочу сказать, что первые science-художники появились уже очень давно и в ваше время они уже успешно организовывали свои выставки. У нас как раз есть архивные записи с одной такой выставки 2017 года (просмотр видеоролика «Выставка SMIT»). Ну как, ребята, завораживает, правда? Давайте на минуточку прикоснёмся к искусству сегодня, совместив прекрасное с научным. Готовы? Итак, сегодня мы с вами создадим настоящую лава-лампу, а затем устроим выставку наших работ!
Мастер-класс по изготовлению лава-лампы.
Необходимые материалы: сухие пищевые красители, подсолнечное масло, шипучие таблетки витамина С, вода, разноцветные фонарики по числу участников, стеклянные ёмкости (банки, пластиковые стаканы и ложки по количеству участников.
1. Растворяем пищевой краситель в пластиковом стакане в небольшом количестве воды и тщательно перемешиваем ложкой.
2. Переливаем цветную воду в стеклянную банку.
3. Наливаем в банку масло в три раза больше воды.
4. Кладём в банку часть шипучей таблетки.
5. Подсвечиваем лава-лампу цветным фонариком.
Вам понравилось? Действительно, у нас сегодня получилось совершить настоящее волшебство, совместив науку и искусство! Вы прекрасно справились с заданием science-художника и получаете 3 медаль!
4 площадка.
Профессия «ПРОЕКТИРОВЩИК ДОМАШНИХ РОБОТОВ»
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сергей Иванович. Добро пожаловать в мою лабораторию! Сегодня я работаю над новым умным роботом, который помогает нам в быту, ведь я проектировщик домашних роботов! Я думаю, что вы мне уже можете назвать некоторых домашних роботов, ведь первые из них появились уже в ваше время. Подумайте, какие? (робот-пылесос) Да, действительно, роботы-пылесосы были первыми роботами-помощниками. Сейчас, в наше время, уже разработаны такие помощники, как робот-сиделка, робот-садовник и даже робот для выгуливания собак. Особенно важны такие роботы-помощники для людей с ограниченными физическими возможностями и стариков, которые не могут самостоятельно справиться с ведением домашнего хозяйства. Сегодня я предлагаю вам создать самим самого настоящего робота! (работа с конструктором робототехники) Какие вы молодцы! Ваш робот ожил, а значит я вручаю ваши заслуженные медали!
Педагог: Ну вот и закончилось наше путешествие в Город Будущего! Пора прощаться с его жителями и возвращаться на борт нашей машины времени. Давайте все вместе скажем: «До свидания и до встречи в будущем!»
Дети с педагогом возвращаются к машине времени.
Педагог: А теперь, ребята, садитесь поудобнее, мы полетим обратно в своё время.
Свет гаснет, отсчёт времени, музыка. Свет загорается.
Педагог: Ну как, ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось? Кем бы вы хотели стать в будущем? (Ответы детей) А теперь, в заключении такого необыкновенного дня, давайте сделаем послание для вас в будущее? Знаете, что это у меня в руках? (достаёт металлический контейнер) Это капсула времени. С помощью нее можно себе будущему передать привет из прошлого. Я предлагаю вам сейчас нарисовать рисунки, кем бы вы хотели стать в будущем и написать небольшие послания, рассказав о сегодняшнем дне. Потом мы все их положим в нашу капсулу, а распечатаем её тогда, когда вы закончите школу, хорошо? Я думаю, что нам всем будет интересно почитать такие послания в будущем!
Работа детей с капсулой времени.
Педагог: Ну вот и подошло к концу наше удивительное путешествие. А я всем вам желаю учиться, стремиться познавать новое и обязательно мечтать о будущем! До новых встреч, ребята!
Список литературы
1. Атлас новых профессий [Текст] : cост. : П. Лукша, К. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин. – Москва : Агенство стратегических инициатив, Сколково, 2015. – 288с.
2. Индивидуальный проект: содержание, оформление, защита [Текст] : метод. рекомендации / Т. А. Чекалина, Ю. П. Ашихмина, О. В. Белинская и др. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. – 54с.
3. ПРОФориентир [Электронный ресурс] : сборник работ участников областного конкурса / cост. : И. А. Килина, Е. В. Понамарева. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 650 Мб.
4. Сопровождение профессионального самоопределения школьников [Текст] : метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Н. Т. Рылова, Д. В. Траут; под ред. Е. А. Пахомовой, Е. Л. Рудневой. – Кемерово:ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. – 170с. – (Профориентация).
5. Формы и методы профориентации обучающихся [Текст] : сб. метод. рекомендаций / авт. -сост. И. А. Килина, Е. В. Понамарева;ред. В. И. Сахарова. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2013. – 94с.