Папки-передвижки

Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

ОКСАНА ШУБИНА
Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(ТНР) в условиях групп комбинированной направленности (компенсирующих групп). «Все профессии важны, все профессии нужны»!

Номинация «Мастерская профориентации».

Выполнила: учитель – логопед Шубина О. В.

Публикация «Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

МБДОУ Кадуйского района

«Детский сад №14 «Теремок»

Кадуй 2019

Содержание.

I. Актуальность, новизна.

II. Характеристика детей с ТНР.

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты.

IV. Практическая направленность, важность дальнейшего использования.

V. Литература.

I. Актуальность, новизна.

Реализация ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества, поэтому в содержании образовательной деятельности особое внимание педагогических работников направлено на достижение целей и решение задач социально-коммуникативного развития.

Одной из важнейших составляющих начальной социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников особое значение имеет ознакомление с миром взрослых, окружающим миром. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

В настоящее время в ДОО ранняя профориентация является необходимым направлением деятельности. Знакомство дошкольников с миром профессии осуществляется на протяжении всего периода получения дошкольного образования.

Ранняя профориентация дошкольников включает в себя профориентационные занятия и мероприятия для детей и призвана :

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у него эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать силы в доступных видах деятельности.

Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить по нескольким направлениям:

профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий);

консультирование (оказание детям помощи в разрешении проблем).

Эти направления реализуются в условиях дошкольной образовательной организации с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноценному участнику образовательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением, и принимает решение о продолжении, завершении своей деятельности).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу своей деятельности, полученных результатов, перспектив продолжения деятельности, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить ожидаемый результат).

5. Принцип активного включения дошкольников в практическую деятельность (экскурсии, наблюдения, игры, эксперименты, трудовые поручения).

6. Принцип рефлексивности (способствует осознанию каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, что формирует у ребенка представления о себе, своих возможностях, своей успешности).[2].

Все это возможно при условии создания и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов взаимодействия на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей в создании развивающей предметно-пространственной среды, на непрерывное взаимодействие с социальными партнерами.

Формы организации образовательной деятельности включают совместную деятельность детей и взрослых, а также самостоятельную деятельность.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

VI. Характеристика детей с ТНР (ОНР).

Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, в группах комбинированной направленности или в группах кратковременного пребывания, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). В основной программе образовательного учреждения, в котором функционируют группы комбинированной направленности или группы кратковременного пребывания, обязательно отражается содержание работы по коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). В планирование работы в каждой из образовательных областей включаются коррекционные мероприятия.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

У детей с ТНР - снижен познавательный интерес и ограничены знания, малый жизненный опыт. В ходе беседы с детьми это подтвердилось. Дети недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа играет за компьютером», «Не знаю».

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан курс занятий «Все профессии важны - все профессии нужны. Но в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении разви-тия интереса к труду взрослых:

• Ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых, значительная часть их труда протекает не на глазах у детей.

• Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Одной из задач современного детского сада является формирование у дошкольников правильных представлений о трудовой деятельности взрослых и ее общественной значимости, о процессе труда и его результатах.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача педагогов в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Педагоги учат детей уважать людей труда и бережно относиться к тому, что сделано руками человека, пробуждают в детях желание выполнять различные трудовые действия и таким образом развивают в детях дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.

Выполняя поручения взрослых, участвуя в дежурстве. Уборке группового помещения и территории детского сада, в уходе за растениями и животными центра природы, в изготовлении пособий для младших воспитанников детского сада, дети учатся преодолевать трудности, работать в команде, стремятся выполнять работу как можно лучше. На занятиях и вне занятий педагоги подготавливают дошкольников к осознанию того, что, став взрослыми они будут работать, чтобы приносить своим трудом пользу, помогать людям. У детей воспитывается отрицательное отношение к лени, безделью. Пример близких: пап и мам, бабушек и дедушек — играет в трудовом воспитании дошкольников немаловажную роль. [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен в том числе и на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а так же на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. Поэтому работа по ранней профессиональной ориентации с дошкольниками необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Современные образовательные технологии позволили выстроить организационно-содержательную модель ранней профориентации детей дошкольного возраста. [2]. В своей методической разработке я использовала такие технологии как информационно-коммуникативную и здоровьесберегающую.

II. Цели, задачи, ожидаемые результаты.

Гипотеза:

Этот курс занятий сформирует у дошкольников представления о мире профессий через активизацию познавательного интереса к людям труда; и будет способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей.

Я предполагаю, что знакомство детей в дошкольном возрасте с миром профессий будет успешным, если будет проводиться планомерная, последовательная работа, включающая разнообразные методы и приёмы, а также взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Цели:

- Способствовать формированию у дошкольников представлений о мире профессий через активизацию познавательного интереса к людям труда;

- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей.

Коррекционная цель:

- Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии. Инструменты. "

Ожидаемый результат:

1. У детей произойдёт накопление и активизация словаря по теме «Профессии. Инструменты.», а также совершенствование грамматического строя и связной речи.

2. Сформируются представления о профессии, их роли в современном обществе;

3. Дети смогут ориентироваться в мире профессий, смогут ответить на вопросы - что делает человек заданной профессии, где он работает, какие инструменты ему для этого необходимы, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать профессионалом своего дела (ребёнок сможет называть профессионально важные качества представителей разных профессий);

4. У детей сформируются представления о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

5. Сформируется эмоционально - положительно отношение к трудовой деятельности, труду в целом.

VII. Практическая направленность, важность дальнейшего использования.

Данная методическая разработка поможет воспитателям комбинированных, компенсирующих групп, групп кратковременного пребывания, учителям – логопедам, специалистам дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых. В курс занятий включены дидактические игры на закрепление знаний детей о профессиях взрослых, подобраны стихи современных авторов, загадки о людях труда, включены элементы здоровьесберегающей технологии (су – джок, физминутки, дыхательные упражнения, в том числе в музыкальном сопровождении).

В методическую разработку вошли 3 конспекта занятий (общие сведения о профессиях, военные профессии, составление связного рассказывания детьми по плану, картотека дидактических игр по теме «Профессии. Инструменты.», на которых дети знакомятся с различными профессиями (мирными и военными, орудиями труда, трудовыми процессами, продуктами труда, взаимосвязью в работе людей разных профессий.

В старшей и подготовительной к школе группах можно устроить фотовыставку «Все работы хороши» или «Кем быть?» и предложить родителям принять участие в ее оформлении.

Ко Дню защитника Отечества, когда в детских садах чествуют пап, хорошо организовать выставку «Мой папа» с фотографиями пап и их рассказами о своей работе, а к Международному женскому дню — приурочить выставку «Мамы всякие нужны». Именно в эти дни уместно провести и занятие с использованием материалов предлагаемого пособия — сюжетных картин и разрезных предметных картинок.

VIII. Литература.

1. Нищева Н. В., составление, методические рекомендации. 2006

Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

2. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-osnovy-ranei-proforientaci-u-doshkolnikov.html

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М., 2005.

5. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 2. Транспорт, профессии, мир растений. М., 2012.

6. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. М., 2011.

7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М., 2004г

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка «Перспективное планирование по познавательному развитию» для детей старшего возраста Перспективное планирование по познавательному развитию (исследование живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет Методическая разработка по защите окружающей среды. Сказка "Репка на новый лад". Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 21:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка профориентационного курса занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем ОКСАНА ШУБИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД