Галина Сизова
Проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4–5 лет»
▼ Скачать +Заказ
МКДОУ д/с «Солнышко»
Педагогический проект
«Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Воспитатель: Сизова Г. А.
Введение
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Публикация «Проект „Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4–5 лет“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование, лепка, аппликация необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
1.1. Актуальность проекта
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы проекта «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления и творческой активности.
Гипотеза: мы предположили, что, если процесс работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет по продуктивным видам деятельности будет осуществляться с использованием инновационных технологий, то развитие художественно-творческих способностей будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Новизна: отличительной особенностью данного проекта является то, что он имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
1.2. Цели и задачи
Цель проекта : развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности.
Задачи:
С детьми:
- продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
С родителями:
- ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия;
- знакомить родителей с инновационными технологиями, используемыми в продуктивных видах деятельности;
- включать родителей во взаимодействие с ДОУ как активных субъектов.
С педагогами:
- создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
- повышать профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов по формированию художественно - творческих способностей детей.
1.3. Принципы реализации проекта
Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию художественно - творческих способностей и творческого воображения детей, являются основополагающие принципы дошкольной педагогики.
Принцип научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Принцип последовательности и системности – предусматривает усложнение поставленных задач в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип доступности – процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т. е. полноценно творчески развиваться.
Принцип наглядности - наличие дидактических материалов.
Принцип индивидуального подхода - предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности.
Принцип сотрудничества - процесс обучения может быть успешным только при взаимосвязи работы родителя с воспитателем, родителя с ребенком (позиция родителя – как равноправного участника единого образовательного процесса).
Принцип положительной оценки деятельности детей способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Вид проекта : творческий, долгосрочный
Продолжительность проекта : 1 год (2023 уч. г. -2024 уч. г.)
Участники проекта :
1. Воспитатели.
2. Дети средней группы.
3. Родители и другие члены семьи.
2. Программа реализации проекта
2.1. Этапы и сроки реализации проекта
I этап реализации проекта - Организационный : Сентябрь 2023г.
№п/п Мероприятия Сроки
1. Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
Составление перспективного плана мероприятий проекта.
Выявление уровня развития овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями у детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник изображения.
Подбор оборудования и различных материалов для оснащения центра художественного творчества.
Анкетирование педагогов «Так ли важно рисование в жизни ребенка».
Анкетирование родителей «Что умеет рисовать ваш ребенок?».
Сентябрь, 2023
II этап реализации проекта - Основной : октябрь 2023 г. – май 2024 г.
Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- создать условия, способствующих развитию мелкой моторики детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
- организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Перспективный план
№п/п Мероприятия Сроки
Проектная линия 1. Организация работы с детьми
1. *Д/и «Дорисуй предмет», «Составь узор», «Угадай, с какого дерева лист».
*Беседа «Почему осень называют золотой».
2. * Просмотр выставки репродукций картин художников. Осенние пейзажи.
* НОД Рисование тычком «Осенний лес»
*Работа в уголке изодеятельности - «Чудо - чудеса!».
*НОД Лепка (пластилинография) «Созрели яблоки в саду»
*Пальчиковая гимнастика «Вот так яблоко».
*НОД Рисование пальчиками, печать листьями «Веточка рябины».
*Слушание песни Гр. Гладкова «О картинах».
* Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
*Физминутка «Осенние листочки».
*НОД Аппликация из ватных дисков «Совушка».
*Опытно - экспериментальная деятельность «Штампование воздушным шариком».
Октябрь, 2023
2. *Дидактические игры «Цветное лото», «Чем похожи предметы», «Чья тень?».
* Беседа: «Времена года».
* Работа в центре художественного творчества – задание «Дорисовывание кругов».
* НОД Рисование «Поздняя осень отражается в воде» (монотипия).
*Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руке катаю».
*НОД Лепка (пластилинография) «Красивые птички».
*Прослушивание мелодий в сочетании со звуками живой природы.
*НОД Аппликация (скручивание полоски бумаги по спирали) «Необычная шляпка».
*Чтение сказки «Удивительные каракули».
*НОД Рисование по сырому «Облака».
*Показ видео - ролика «Чудо, чудо, чудеса».
Ноябрь, 2023
3. * Дидактические игры: «Наряди елочку», «Дорисуй так, как хочешь», «Облака-загадки».
*НОД Рисование - раздувание капли «Узоры на окнах».
*Рассматривание иллюстрации из альбома «Природа зимой».
* Беседа: «Пришла зима, холода принесла».
*НОД Рисование зубной щеткой «Зима».
*Презентация «Елочные игрушки своими руками».
*Пальчиковая гимнастика «На дворе у нас мороз».
*НОД Аппликация из ватных дисков «Дедушка Мороз»
*Чтение стихотворение Сергея Никитина «Жгуч мороз трескучий».
*НОД Тестопластика «Новогодняя игрушка.
* Игра - эксперимент: «Как появляются морозные узоры».
Декабрь, 2023
4. *Дидактические игры «Угадай, кого описала», «Найди одинаковые снежинки», «Разложи по порядку».
*НОД Пластилинография «Белая береза в инее стоит». * Прослушивание аудиозаписей: «Узнай, что звучит?»
*Рассматривание иллюстраций «Как зимуют звери зимой».
*НОД Рисование солью, мятым пакетом «Вьюга».
*Физминутка «Зимний лес».
*Чтение сказки «Снегурочка и лиса».
*НОД Аппликация из манки «Зайчики под елочкой».
* Просмотр презентации: «Чудеса нетрадиционной техники».
*НОД Рисование - акварель, свеча, бумага «Синий зимний вечер».
*Развлечение «Рождественский сапожок».
Январь, 2024
5. * Дидактические игры: «Соотнеси слово с картиной», «Цветные картинки», «На что похоже…»
*НОД Рисование надувным шаром «Снегопад».
*Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».
*НОД Аппликация из яичной скорлупы «Быстрокрылые самолеты».
*Презентация «Маленькие чудеса».
*НОД Тестопластика «Декоративная тарелочка».
*Пальчиковая гимнастика «Мы старались, рисовали.».
*Выставка сотворчества детей и родителей : «Зимушка хрустальная».
*НОД Рисование пеной для бритья «Сюрприз для папы».
*Опытно - экспериментальная деятельность «Рисование льдом».
Февраль, 2024
6. * Дидактические игры: «Волшебные цвета», «Фигурки из проволоки», «На что похожи наши ладошки».
*НОД Аппликация «Цветы в зонтике» (силуэтная аппликация, скручивание полоски бумаги по спирали, ватные диски).
* Сюжетно - ролевые игра: «Садовник».
*НОД Лепка из соленого теста «Продукты для кафе».
*Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».
*НОД рисование медицинскими шприцами «Открытка для мамы».
*Чтение «Волшебная ладошка».
*Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе».
* Игра - эксперимент: «Могут ли нитки рисовать?».
*НОД рисование пипеткой «Дождь идет».
Март, 2024
7. * Дидактические игры: «Перевертыши», «Волшебные фигуры», «Что стало не так».
*Проблемная ситуация «Как помочь Буратино нарисовать рисунок из кляксы».
*НОД Рисование, - кляксография «Какого цвета весна».
*Игровая ситуация «Угадай цветок».
*НОД Обрывная аппликация «Воробьи в лужах».
*Проблемная ситуация - «Что получится, если подружатся разноцветные точки?».
*НОД Рисование нитью «Загадочные цветы».
*Пальчиковая гимнастика «Пошла, кисточка плясать…».
*НОД Тестопластика «Желтоглазая ромашка».
*Чтение художественной литературы - стихотворение Чиарди Д «О том, кто получился из кляксы», Толстой «Воробьишко».
*Опыт «Магнитные рисунки».
Апрель, 2024
8. * Дидактические игры: «Подбери узор», «Собери картину».
*нннОД Рисование монотипия «Бабочка».
*Презентация «Мир цветов».
* Беседа: «Удивительная Весна».
*НОД Аппликация торцевание «Поздравительная открытка 9 Мая» (коллективная работа).
*Пальчиковые игры - «Мои алые цветы…», «Бабочка».
*Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».
*НОД «Цветочная поляна» - Печатки из пластилина.
*Просмотр мультфильма «Рисуем вместе с Нюшей».
*Выставка сотворчества детей и родителей : «Умные пальчики».
*НОД «Букет нежных ландышей» (коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения разных техник).
*Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки».
Май, 2024
Проектная линия 2. Взаимодействие с педагогами
1. *Анкетирование «Так ли важно рисование в жизни ребенка». Октябрь, 2023
2. * Круглый стол «Условия успешного развития творческих способностей. Ноябрь, 2023
3. * Консультация «Тестопластика для детей». Декабрь, 2023
4. * Устный журнал «Как заинтересовать ребенка рисованием». Январь, 2024
5. *Мастер-класс «Рисование солью, манкой и медицинскими шприцами». Февраль, 2024
6. *«Организация самостоятельной изобразительной деятельности
детей». Март, 2024
7. *Семинар-практикум «Мраморирование листа или рисуем на пене для бритья». Апрель, 2024
8. * Консультация «Увлекательное рисование». Май, 2024
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями
1. * Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования.
*Анкетирование «Что умеет рисовать ваш ребенок?»
Октябрь, 2023
2. *Консультация «Как организовать домашнее занятие по рисованию»
* Мастер-класс «Рисуя – играем». Ноябрь, 2023
3. *Папка - передвижка «Поиграем дома».
*Беседа «Как понимать и ценить детские рисунки» Декабрь, 2023
4. *Консультация «О развитии способностей к изобразительной деятельности».
*Советы – рекомендации родителям по созданию предметно-развивающей среды дома «Нетрадиционные техники рисования». Январь, 2024
5. *Родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник изображения».
*Выставка сотворчества детей и родителей : «Зимушка хрустальная» - разные техники изображения. Февраль, 2024
6. *Мастер-класс «Пасхальные яйца необычной раскраски».
* Практическая консультация «Путешествие в страну рисованию». Март, 2024
7. *Открытый просмотр ООД Рисование нитью «Загадочные цветы».
*Буклет «Инструменты и материалы для различных техник изображения». Апрель, 2024
8. *Консультация «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по изодеятельности».
*Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки». Май, 2024
III этап Заключительный этап реализации проекта : май 2024
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Задачи:
- выявить уровень развития овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями у детей 4-5 лет посредством нетрадиционных техник изображения;
- обобщить итоги работы с детьми и родителями.
№п/п Мероприятия Сроки
1. Педагогическая диагностика.
Подведение итогов реализации проекта.
Презентация проекта «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет».
Май, 2024
Занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня в соответствии с требованиями СанПиН СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28. Продолжительность одного занятия 20 минут в соответствии с возрастом.
2.2. Оценка эффективности работы
Для определения усвоения представленного материала проводится мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Данный мониторинг является основой для контроля и оценки уровня овладения необходимыми изобразительными навыками и умениями посредством нетрадиционных техник изображения. Мониторинг проводится два раза в год: в начале и конце учебного года.
Критерии, уровни усвоения программы у детей 4 - 5 лет
Уровни Критерии
Высокий уровень
(3 балла) • умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа;
• выделяет главное цветом;
• умеет изображать обобщенный образ;
• пользуется инструментами правильно и уверенно, изображение получается четкое, интересное;
• владеет знакомыми нетрадиционными техниками изображения;
• хорошо развита моторика рук, аккуратность.
Средний уровень
(2 балла) • частично умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа;
• выделяет главное цветом с помощью;
• частично умеет изображать обобщенный образ;
• инструментами пользуется правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения;
• владеет простыми нетрадиционными техниками изображения с частичной помощью взрослого;
• недостаточно развита ручная умелость.
Низкий уровень
(1 балл) • не умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа;
• не выделяет главное в образе цветом;
• не умеет изображать обобщенный образ;
• инструменты держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо зажимает материал в руке во время работы;
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;
• слабо развита моторика рук.
3. Планирование ресурсного обеспечения проекта
1. Кадровое обеспечение: воспитатели.
2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая художественная литература.
3. Материально-техническое : мультимедийное оборудование, презентации, комплекты мультфильмов, серии картин, оборудование и материалы для организации занятий.
4. Риски и их предупреждение
1. Родители мало времени уделяют детскому творчеству.
2. Отсутствие практических умений по нетрадиционным техникам изображения.
Пути выхода:
Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания, мастер-классы по разъяснению задач проекта. Привлекать родителей к активному совместному творчеству со своими детьми.
5. Предполагаемый результат:
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
Для детей :
- сформированные знания о нетрадиционных техниках изображения;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке, аппликации;
Для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Для педагогов:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно-творческих способностей детей;
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
6. Заключение
Проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет» направлен на развитие творческих способностей у детей среднего возраста посредством использования нетрадиционных техник изображений.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
В ходе проекта дети познакомятся с нетрадиционными материалами, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческих способностей.
Дети овладеют многими нетрадиционными техниками :
- в рисовании: тычок жесткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотипия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью и другими;
- в лепке: пластилинография, лепка из соленого теста;
- в аппликации: обрывная аппликация, торцевание и др.
7. Список литературы
1. Белая, М. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры [Текст] / М. Е. Белая. - М. : АСТ, 1999. - 273 с.
2. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст] / Е. К. Брыкина. М. : ТЦ Сфера, 1997. - 111 с.
3. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий [Текст] / А. А. Грибовская. - М. : Скрипторий, 2009. - 87 с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М. : Скрипторий, 2010. - 93 с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М. : Скрипторий, 2010. - 180 с.
6. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 200 с.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. - 2-е изд. и доп. - М. : Просвещение,1982.- 208 с.
6. Ковалицкая, Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. - М. : АРКТИ, 2008. - 118 с.
7. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : «Цветной мир», 2012. - 90 с.
8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А. В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2007. - 235 с.
9. Новиковская, О. А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / О. А. Новиковская. - М: СПб, 2011. - 102 с.
10. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т. А. Цквитария. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 34 с.
11. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты [Текст] / Г. С. Швайко - М. : Издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 11 с.