Анастасия Тарасова
Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.
Публикация «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.
Мы познакомим вас с учебно-игровыми пособиями, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими пособиями.
В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи авто дидактизма занимают все большее место.
Определены задачи использования этих игровых пособий в работе с детьми:
• Развивать логическое мышление.
• Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
• Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
• Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
• Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
• Развивать пространственные представления.
• Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач
• Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
основами математики и информатики.
Игры Никитина. Развивающие игры типа головоломки отлично влияют на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам.
Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.
Игра «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Игра «сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка состоит из ряда более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Получая части квадрата и задание «сложи квадрат», ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША. Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА. Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.
Игрушки по системе монтессори. Развитие ребенка по данной методике — это прежде всего свобода и индивидуальный подход, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Свою педагогическую методику Монтессори называла системой «самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».
Развивающая игра Ключики с замочками - пособие для изучения цветов и развития логики. Задача - подобрать подходящие ячейки для ключиков и ключики к замочкам.
Развивает: логическое мышление; внимательность; терпение и усидчивость; цветовосприятие.
Развивающая игра Гномики –это уникальная и интересная игра, которая направлена на изучение цвета, развитие умения работать по образцу, а также развитие мелкой моторики усидчивости, памяти, внимания, логики. Играя в рамку-вкладыш "Гномики" ребенок учится анализировать картинку, лежащую перед ним, а также подбирать необходимые детали сортера по цветам.
«Многофункциональное панно»При использовании данного материала у ребенка развиваются:
- Сенсорные навыки;
- Математические способности;
- Пространственное мышление;
- Познавательная сфера;
- Зрение;
- Кругозор.
Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, дифференциации цвета, зрительного восприятия, практиковаться в счете до 10, соотносить количество с числом, формирование элементарных математических представлений.
Упражнение «бусинки»
Задание №1
Предложите ребенку выкладывать бусинки в большие или маленькие крышки.
Задание № 2
Предложите ребенку выкладывать бусинки по цвету крышки.
Задание №3
Предложите ребенку выкладывать бусинки поочередно правой и левой рукой начиная сверху – вниз, снизу – вверх, с двух сторон.
Задание №4
Предложите ребенку выложить бусинки в цветок в произвольном порядке, либо по инструкции (вначале в красные крышки, затем в зеленые и т. д.)
Задание №5
Предложите ребенку выложить бусинки в гусеницу в произвольном порядке, либо по инструкции (вначале в красные крышки, затем в зеленые и т. д.)
Упражнение «Посчитай»
Задание №1
Попросите ребенка посчитать пуговицы и выбрать число, соответствующее количеству пуговиц.
Задание №2
Попросите ребенка посчитать, сколько красных пуговиц (выбрать нужное число) и желтых (выбрать нужное число, выложить пример с помощью числовых символов.
Игра «Веселые гномики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета, закрепить понятие геометрической формы – круг, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук, формирование математических представлений.
Задание №1
Познакомить ребенка с геометрической формой «круг». Предложить разложить мячики веселым гномикам по цвету ведер.
Задание №2
Предложить ребенку действовать по словесной инструкции: положи желтые мячики в зеленое ведерко гному, а красные в синее ведерко гному.
Задание №3
Положи 3 желтых мячика в желтое ведерко, либо в любое другое и т. д. Для развития анализа сравнения, можно предложить выложить мячики из ведерок и попросить сравнить, где «больше» и «меньше».