МААМ-картинки

Методическая разработка «Притча как средство воспитания»

Горячкова Елена Александровна
Методическая разработка «Притча как средство воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Притчи Иисуса Христа и их значение в христианском мире

Притчи Иисуса Христа можно найти во всех канонических Писаниях, а также в некоторых апокрифических текстах, однако их большая часть находится в трех синоптических Евангелиях. Они представляют собой важную часть учения Христа и образуют приблизительно одну треть из записанных за ним проповедей. Христиане придают особое значение этим притчам, поскольку они являются словами Иисуса - считается, что в них заключено учение самого Господа.

Публикация «Методическая разработка „Притча как средство воспитания“» размещена в разделах

На первый взгляд притчи Иисуса Христа – это простые и запоминающиеся истории, нередко образные – каждая из них несет определенное послание. Богословы отмечали, что, несмотря на кажущуюся простоту, послания эти глубоки и являются сердцем христовых проповедей. Христианские авторы рассматривают их не в качестве простых примеров, которые используются, чтобы проиллюстрировать то или иное положение, но как сокровенные аналогии, позволяющие увидеть духовный мир. Хотя многие притчи Иисуса обращаются к повседневности: например, в притче «О добром самарянине» говорится о последствиях придорожных грабежей, а в рассказе «О закваске» женщина печет хлеб - все они затрагивают такие религиозные темы, как установление Царства Божьего, важность молитвы и значение любви.

В западной культуре притчи Христа явились прообразом самого понятия «притча», а в современном мире даже среди тех, кто знаком с Библией достаточно поверхностно, эти истории остаются наиболее известными.

В Евангелии от Матфея ученики спрашивают Иисуса, почему тот использует притчи. Иисус отвечает, что ученикам дано знать тайны Царства Божьего, но остальным нет: люди не видят, не слышат и не могут многого понять. В то время как Марк и Матфей высказывают предположение, что притчи Иисуса Христа предназначались только для «неразумной толпы», а подробное объяснения давалось лично ученикам, современные богословы не согласны с этой точкой зрения и считают, что Иисус использовал притчи в качестве метода всеобщего обучения.

Существует мнение, что Иисус строил свои притчи на основании божественного знания о том, как следует учить людей. Можно столкнуться с утверждением, что притчи Иисуса Христа являются образами, заимствованными из видимого мира и сопровождаемыми истиной из мира духовного. Теолог У. Баркли высказывает аналогичную мысль, согласно которой притча – это земная история со священным смыслом. Она обращается к хорошо знакомым примерам, чтобы вести человеческий ум по направлению к божественным представлениям. Баркли предполагал, что притчи Христа имеют не просто форму аналогий, но основаны на «внутреннем сходстве между естественным и духовным порядком».

Из более чем 30 притч в искусстве Средневековья в основном представлены лишь четыре: «Десять дев», «Богач и Лазарь», «Блудный сын» и «Добрый самарянин». Иллюстрации к притче «О работниках в винограднике» также встречаются в работах художников раннего Средневековья. Начиная с эпохи Возрождения, число притч, фигурирующих в произведениях искусства, постепенно увеличивается, а излюбленной темой становятся различные сцены из истории «О блудном сыне».

2. Притча «О закваске»

Иную притчу сказал Он им : Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

(Мф. 13:33)

Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

(Лк. 13:20-21)

3. Богословское толкование. Притча о закваске

Цель жизни христианина — обожение, духовное преображение человека, сравнивается Иисусом Христом с процессом приготовления теста, когда закваска соприкасается с мукой и сообщает ей собственное свойство.

Образованная таким образом масса — однородна, но не теряет прежних компонентов и как бы символизирует целостность человеческой натуры во Христе и Церковь, каждый член которой составляет единый организм Его Тела (Еф. 1:22-23; Еф. 5:30; 1Кор. 12:27)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов. Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас.

Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя мерами три силы души - ум, чувство и волю, под женою же - душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее.

Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит: "доколе не вскисло все".

Святитель Иоанн Златоуст:

Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы [апостолы] преобразуете целый мир. Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам.

Не говори мне: что сможем сделать мы, двенадцать человек, вступив в среду такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, вмешанные во множество, не предадитесь бегству.

Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею… И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью… Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня, и таким образом простирается дальше дальше, — так и проповедь. Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же? Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою. Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то размысли, как мы худы, когда, несмотря на всю свою многочисленность, не можем исправить оставшихся, мы, которых по надлежащему было бы довольно стать закваскою для тысячи миров!

Протоиерей Серафим Слободской: указывает на двоякий смысл, заключённый в притче : общеисторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека:

Исторический процесс:

После всемирного потопа от сыновей Ноевых — Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты.

Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску — Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения. Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного. Процесс закваски начался в день Сошествия Святого Духа на апостолов и продолжается до наших дней, и будет продолжаться до скончания века — доколе не вскисло все.

Личный процесс:

Спаситель, через крещение во имя Пресвятой Троицы, дает небесную закваску — дары Св. Духа, силу благодати, — душе каждого человека, то есть главным способностям или силам человеческой души: разуму, чувству (сердцу) и воле («три меры»). Все три силы души человеческой гармонично растут и поднимаются к небу, исполняясь светом разума, теплом любви и славой добрых дел, становясь сынами и дочерьми Божиими, наследниками Царства Небесного. Господь дал в пример женщину потому, что женщина, как жена и мать, с любовью приготовляет домашний хлеб для чад и домочадцев, тогда как мужчина-пекарь готовит хлеб для продажи, рассчитывая на доход, на выгоду (По епископу Николаю Велимировичу). [3]

Епископ Александр (Минелант) :

“Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все” (Мф. 13:33). “Три меры муки” символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлую радость. Ничто на земле не поддается сравнению с благодатью Божией: земное питает и укрепляет тленное тело, а благодать Божия питает и укрепляет бессмертную душу человека. Вот почему человек должен превыше всего дорожить благодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господь рассказал в следующей притче о сокровище, скрытом в поле.

Гладков Б. И. :

Известно, что ничтожное количество закваски (дрожжей, положенное в громадное (сравнительно с закваской) по объему тесто, сообщает всему тесту свои свойства и возбуждает в нем брожение.

Так и малое стадо Христово (Ин. 6:32; Лк. 12:32, войдя в мир, создаст обширное Царство Божие на земле, долженствующее объединить все человечество…

Священник Константин Пархоменко:

Еврейская мера того времени имела объем примерно 14 литров. Три меры муки – это больше 40 килограммов. Как сеятель сеет и у него много земли, так и женщина берет много муки! Берет муку, закваску, вкладывает ее в тесто, и эта закваска все тесто изменяет, преображает.

Огромная работа! Опять любимая тема Евангелия – пир! Почему любимая?

Потому, что во времена Христа верили, что в Царствии Небесном будет пир, на котором мы будем гостями: будем пировать, радоваться.

Пиры Христа, которые Он устраивает, приглашая туда всех: и праведных и грешных, – предвосхищают Царствие Божие. К этой теме имеет отношение и наша притча. Хозяйка готовит именно пир, потому что того теста, которое она замешивает, хватило бы на 100 человек.

И вот, смотрите: пир, многолюдное застолье – и все благодаря крошечному кусочку закваски. О чем эта притча? О том, что Царствие Божие может преобразить весь мир.

Публикации по теме:

Игра как средство нравственного воспитания Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском.

Игра как средство воспитания В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на.

Игровая деятельность как средство воспитания В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средство воспитания. Основополагающим является положение о том,.

Игра как средство воспитания .

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников. Как играть с ребенком» Консультация для родителей " Игра как средство воспитания дошкольников" Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя.

Методическая разработка НОД «Как солнечный зайчик искал себе друга» Сценарий проведения непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста( 4-5 лет).

Методическая разработка «Как важно быть вместе» «Есть лишь одна проблема - одна единственная в мире - вернуть людям духовное содержание». А. де Сент-Экзюпери За последнее время, вследствие.

Методическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторикиМетодическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым,.

Методическая разработка «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Методическая разработка Статья на тему "Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Родина, Отечество… В корнях.

Сказка как средство экономического воспитания Цель: формирование у дошкольников целостной ценностно - ориентированной картины мира, в единстве рационального (экономического) и гуманистического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Притча как средство воспитания»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 10:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Притча как средство воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Горячкова Елена Александровна (УИ 1896009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД