Роза Эмирханова
Методическая разработка НОД «Как солнечный зайчик искал себе друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения непрерывной образовательной деятельности по
познавательному развитию с детьми
младшего дошкольного возраста( 4-5 лет)
Составитель: Эмирханова Роза Абагалаевна,
воспитатель ГБДОУ №47 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Как солнечный зайчик искал себе друга»
Цель: создание условий для познавательного развития детей средствами опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Развивающие
Публикация «Методическая разработка НОД „Как солнечный зайчик искал себе друга“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнечный зайчик
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
-развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию с материалами- источники света,
- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, творческое воображение, фантазию. (игры о светом и тенью, изготовление прибора из бросового материала)
-развивать коммуникативные навыки и умения: поддерживать диалог со взрослым и сверстниками, слушать мнение других детей, высказывать свою точку зрения.
Образовательные.
- обобщить представления детей об источниках света: объектах неживой природы, объектах, созданных руками человека,
- формировать навыки и умения поисково-познавательной деятельности: появление тени от предметов на разных поверхностях, приближение и удаление предметов от источника света.
-учить составлению речи-доказательства с употреблением слов «потому что…»
Воспитательные
- воспитывать самостоятельность: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания его радости ;
- воспитывать доброжелательность и отзывчивость: вызвать эмоциональный отклик, желание помочь персонажу, чувство удовлетворения, что смогли помочь.
Используемые технологии:
- игровые,
- информационно-коммуникативные,
-опытно-исследовательские.
Дидактические материалы и оборудование: экран, проектор, видеоролик «Зимний лес», настольная лампа, свеча, фонарики, батарейки, дидактические игры «Разложи правильно», «Чья это тень», диски,бумага для изготовления ручки для диска.
Предварительная работа.
- игра-экпериментирование «Откуда свет» (коробка с прорезью)
- рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей и сюжетных картин (солнце, луна, звезды, свет от настольной лампы, свечи, уличного фонаря и т. д.)
-наблюдения за неживой природой
Ход
- Я сегодня вам приготовила что-то необычное. Посмотрите, есть ли в группе новые предметы? Да, у нас стоит большой экран.
Дети обращают внимание на то, что изменилось в группе, рассматривают вместе с воспитателем
Видеоряд «Зимний лес»
На экране появляются кадры заходящего солнца в лесу и слышится плач.
Дети прислушиваются к звукам
- кто-то плачет
-нет
- Что это? Вы ничего странного не слышите? Кто-то плачет. Это кто-то из вас?Кто же это?
- Ребята, вы что-нибудь понимаете? Что случилось? Давайте спросим.
-Ты кто и почему ты плачешь?
Предположения детей: кто-то в лесу
Дети обращаются к невидимому герою
Видеоряд «Зимний лес»- голос персонажа
-Я здесь один и боюсь темноты.
-Ребята, может позовем трусишку к нам?
- Иди к нам, у нас тепло и светло, и много ребят.
Дети слушают ответы персонажа
и приглашают к себе
Дети слушают, что говорит неизвестный.
Голос : - я не вижу дороги, и не знаю, куда идти. Здесь темно.
- Ребята, что же делать, как помочь?
- Что может разогнать темноту и осветить путь?
Дети высказывают предположения, как помочь герою: включить лампу, фонарик, солнце и т. д.
Дети и педагог вместе решают, что поможет свет.
-А какой свет нам поможет давайте посмотрим.
Игровое задание «Источники света»
-Выберите картинки, на которых изображены источники света. Мы с вами уже говорили, свет бывает природный и искусственный, сделанный человеком.
Игровое задание «Источники света»
Дети выбирают картинку и прикрепляют на мольберте с помощью условных обозначений «природный», «сделанные человеком». Дети вместе с педагогом делают вывод, что нам нужен свет, сделанный человеком.
Педагог обращает внимание на поднос с предметами.
-Может быть эти предметы дадут свет? (фонарик, батарейка, спички, коробок,
выключатель, свеча)
Дети рассматривают предметы и решают, что подходит, а что нет.
- А выключатель нам поможет?
-Спички мы можем взять?
-Почему не работает фонарик? Какие предметы могут починить фонарик?
Дети вместе с педагогом «ремонтируют» фонарик – вставляют батарейку.
-Как же нам осветить путь, может фонарики нам помогут? Педагог предлагает взять детям фонарики и проверить, как они работают.
Игровое задание «Посвети, фонарик»
Педагог предлагает детям посветить близко к полу,близко- дальше, направить на предметы.
Игровое задание «Посвети, фонарик»
Дети играют с фонариками- и делают совместный вывод, что,если направить фонарик близко к предмету, то круг света будет маленьким и ярким, а, если дальше, то круг света станет больше, расплывчатым.
- Что мы видим от предмета?
- тень
Опыт «Ловушка для света»
-Ребята, а как вы думаете, если мы закроем фонарики разными предметами, свет будет проникать сквозь них?
Давайте попробуем, что получится.
- А, если мы посветим через стекло или прозрачную пленку, появится тень или нет?
Дети экспериментируют и выясняют, что свет проходит только через прозрачные предметы.
Дети экспериментируют с пленкой и делают выводы, что тень не появляется, потому что стекло, пленка прозрачные, нужно направлять источник света на непрозрачный предмет.
Опыт «Как появляется тень»
- Сколько мы всего узнали, как вы думаете, наш друг знает, что делать?
Голос персонажа : Я все равно боюсь!
-Ребята,давайте ему поможем и посветим на экран.
Видеоряд: «Такие разные тени»
Дети светят на экран.
Дети рассматривают и называют изображение.
На экране появляется силуэт зайца.
-Смотрите,к нашему зайчику прибежали друзья. Эти зайчики ненастоящие, а их отражение, их тени.
Игровое задание «Узнай по тени»
- Тени бывают разные, а может и мы сможем показать,кто это появился.
-Ребята, оказывается со светом и тенью можно играть и совсем не страшно.
Игровое задание «Узнай по тени»
Дети направляют фонарики на экран. Дети рассматривают животных по тени и называют их.
Творческое задание «Придумай и покажи»
Один ребенок показывает задуманный персонаж, а другие отгадывают.
Видеоряд «Зимний в лучах солнца»
- А я догадалась, что наш друг не просто зайчик, а солнечный зайчик.
-Почему же он не нашел дорогу, когда солнышко село?
Дети рассматривают лес, солнышко, блики от него. Рассматривают солнечных зайчиков.
-Солнечный зайчик благодарит за помощь. А еще мы можем сделать много таких зайчиков, и у нашего друга будет много друзей. Хотите?
Педагог показывает диски и поясняет, как сделать ручку, чтобы удобно было держать в руках.
Изготовление атрибута для игры
«Ловцы солнечных зайчиков»
-Что нам нужно, чтобы появились солнечные зайчики?
Изготовление атрибута для игры
«Ловцы солнечных зайчиков»
Дети изготавливают свой атрибут для игры.
Дети рассказывают, выясняют, что нужен источник света – настольная лампа как солнышко.
В процессе игровых действий выясняют, как удачно направлять диск, чтобы получилось отражение.
Мы сегодня так много успели: помогли солнечному зайчику выбраться, сделали себе игрушку и много узнали.
-Что тебе больше всего понравилось?
-Где было очень трудно?
-А когда было страшно или нет?
- Что ты узнал сегодня?
Дети делятся впечатлениями, рассказывают.
Мы теперь можем рассказать друзьям, родителям о свете, тени, солнечных зайчиках- я думаю, им будет очень интересно
-