Получи документы

Методическая разработка «Как важно быть вместе»

Ирина Викторовна Солопова
Методическая разработка «Как важно быть вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Есть лишь одна проблема - одна

единственная в мире - вернуть

людям духовное содержание».

А. де Сент-Экзюпери

За последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.

Публикация «Методическая разработка „Как важно быть вместе“» размещена в разделах

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Интересы общества и семьи совпадают.

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в который ребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получает первоначальные навыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь и влияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить очень трудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получает образование. В семье у него идет формирование личности! И с каким багажом за плечами человек вступает во взрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить, заботиться о близких, привить трудолюбие, навыки самообслуживания,

развить у ребенка активность, лидерские качества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способность сопереживать и, при необходимос-ти, проявлять твердость и настойчивость и многие другие, нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то, что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – если семья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательного фактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки с дедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успела вложить в них их семья, где они родились и выросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети – внукам.

Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях - это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого мною метода воспитания.

Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.

• Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

• Во-вторых, данный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи.

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Генеалогическое древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

1. родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;

2. род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;

3. предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;

4. поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;

5. обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;

6. традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

В моей работе я постаралась раскрыть суть данного метода с помощью проектной деятельности. В начале работы над проектом я выдвинула гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследования сути данного метода, определила цели и задачи, которые ставила перед ребенком, нашла способы решения этих задач.

Цель исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству.

Основу данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

Задачи, которые я поставила перед собой в работе с воспитанниками:

Развивать интерес к своим близким, друзьям.

Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.

Для решения этих задач с детьми проводила такие мероприятия, как:

1. «Моя семья»

Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.

Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире) – тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

2. «Мой младший брат, сестра»

Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.

…И наступил, наконец, тот прекрасный день, когда сведения о предках собраны. Не все, так немалая часть. Дотошно опрошены родственники, тщательно изучены документы семейного и государственного архивов. Кажется, пора представлять результаты поисковой деятельности ближним и дальним.

Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.

3. «Составление генеалогического древа».

Самая эффектная форма представления – это родословное древо. Наглядно, доступно – информация легко считывается.

4. «Каким я был, каким я стану»

Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.

Так у меня появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Свою работу начинала с того, что спросила у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предлагала рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

В ходе беседы подводила ребё нка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой : например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Также предлагала детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивали представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно, я применяла демонстрационный материал. Это различные интерпритации генеалогического древа, где видны корни, ствол, ветки. Я рассказала, что это схема семейных связей, в ходе беседы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что фотографии не всех, а только самых близких родственников, возможно разместить на древе. Более глубокие корни можно обозначить просто именами и фамилиями, расспросив родителей о своих прапрадедах, (см. приложение)

Работу с детьми я начала с оклеивания цветной бумагой и салфетками шаблонов деревьев. Над каждым из них работали все вместе : я, дети и родители. Затем, когда деревья были готовы, дети расположили и наклеили на них фотографии родных. Свои деревья дети бережно хранят дома. Они с гордостью демонстрируют их и с уважением рассказывают о близких людях сверстникам, родственникам. А самое главное, совместная деятельность служит формированием взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят:

«Счастье - это когда тебя понимают».

В настоящее время уже бывшие выпускники детского сада, учащиеся начальной школы, с удовольствием приносят собственные генеалогические деревья в класс и с большой гордостью делятся знаниями о своем роде перед учителем и одноклассниками. Так одно из деревьев находится в 4 Б классе школы № 73 г. Рязани.

Наиболее распространенная форма работы с родителями это – «записки о жизни» - ведение дневниковых записей. Многие мои выпускники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.

Вот такие деревья мы сделали вместе с детьми. (см. приложение)

Затем дети рассказывали о своих родных. Всем было очень интересно!

Семья — это папа и мама мои,

Семья — это мой, братишка родной,

Семья — это бабушки две дорогие,

Семья — и сестренки мои озорные.

Семья — это крестная, тети и дяди,

Семья — это елка в красивом наряде.

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье, семья — это дом.

Составив свою родословную, сделав генеалогическое древо, затем с детьми продолжила работу в таком направлении. Было дано задание на дом придумать свой фамильный герб и девиз семьи. В результате вышло следующее: на поле щита рисовали то, что больше всего подходило к их семье. Кто-то изображал свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба имели фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень и вода не течет" и др. (см. приложение)

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И я воспользовалась этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей. Такую работу с родителями и детьми я провожу в рамках кружка, который называется «В гостях у Хозяюшки».

Изучив многие программы, я пришла к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода, так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов, не помнящих родства».

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность нас педагогов.

Тщательно подобрав педагогическую и детскую литературу, я составила картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости», изготовила памятки для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками. Играю с детьми в речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Провожу совместную деятельность детей и родителей. Устраиваю досуги «Бабушкин сундучок», «Посиделки в русской избе» и др.

Получила следующие результаты:

Уважение и почитание воспитанниками людей старшего поколения;

Укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определяют в конечном итоге эффективность метода.

Результатом моей работы с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

Проведя данное исследование, я подробно проанализировала методы нравственно-патриотического воспитания. Таким образом была подтверждена выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети узнали прошлое своей семьи, изобразили связь поколений с помощью генеалогического древа, осознали значимость родственных связей в жизни каждого человека. Цель исследования успешно достигнута.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Главное — вместе» «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинский Семья и детский.

Методическая разработка «Лечебные игры вместе детьми» Лечебные игры в месте детьми Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие.

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников» 1. Актуальность и значимость данной проблемы Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего.

Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.

Методическая разработка «Как Фома попал в детский сад» Актуальность «Сочиняя стихи и пьесы для детей, я хочу, чтобы книжки мои говорили детям о мужестве, честности, благородстве, о любви к природе,.

Методическая разработка мероприятия «Быть здоровым — это здорово!»Методическая разработка мероприятия «Быть здоровым — это здорово!» Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка «Семья как основной источник полоролевого воспитания ребенка» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании» Сказка, как метод в нравственно-патриотическом воспитании. Нравственно- Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства.

Развлечение с участием родителей «Как хорошо быть рядом вместе!» Цели мероприятия: - формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь; - формирование уважительного отношения к семье, любви.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Как важно быть вместе»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 17:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Как важно быть вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Викторовна Солопова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД