Екатерина Отразова
Игра как средство воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в ходе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его всестороннее развитие. Ни одна деятельность так широко не раскрывает характерные черты личности, как игра.
Публикация «Игра как средство воспитания» размещена в разделах
Игра как средство воспитания детей учит их взаимодействовать друг с другом, учитывать потребности и интересы окружающих. Например, ролевые игры способствуют увеличению словарного запаса, развивают организаторские и творческие способности. Как метод воспитания : игра учит детей развивать лидерские качества, раскрывать свою индивидуальность и способности. Именно в игре можно развивать творческую активность дошкольников, при этом творческое развитие детей способствует формированию познавательной активности, прежде всего мышления и воображения. Благодаря игре дети взаимодействуют друг с другом. Например, ролевые игры способствуют увеличению словарного запаса, развивают организаторские и творческие способности.
Без постоянного полноценного общения с взрослыми и без тех эмоций от окружающей действительности, которые дошкольник усваивает также при помощи взрослых, игра не в состоянии развиваться.
Игра имеет собственные игровые условия у младшего дошкольного детства, игра здесь в основном включает однообразно повторяющиеся действия, сходные с предметными манипуляциями. Например, трехлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелками и кубиками. При этом в том случае, если игровые условия также подразумевают другого человека (куклу, ребенка) и таким образом подводят к возникновению соответствующего образа, подобные манипуляции имеют определенный смысл. При раскладывании предметов в соответствии с их величиной либо формой, ребенок указывает, что играет "в кубики", " просто так ".
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Младший дошкольный возраст представляет собой этап от 3 до 4 лет, особый период интенсивного созревания всех систем и функций детского организма, что создает условия для дальнейшего становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности, развития умственных способностей, являющихся предпосылкой для возникновения всех видов специальных способностей,
этот возраст называют возрастом "почемучек". Для данного периода характерна высокая мыслительная активность, дети интересуются причинно-следственными связями различных явлений, осваивают способы взаимодействия с людьми, вещами и т. д. качества - творческие способности, коммуникативные способности. В 3-4 года ребенок может посвятить игре лишь 10-15 минут, впоследствии ему следует переключиться на что-либо иное.
Младшим дошкольникам необходимо наличие игровой ситуации, являющейся
источником и одновременно способом удовлетворения когнитивных потребностей. В
эмоционально окрашенной игре происходит моделирование человеческой деятельности,
выработка и усвоение правил. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и
со временем переходит к созданию внутренних программ поведения. Родителям, а
также воспитателю, необходимо учитывать, что игровая деятельность должна быть
направлена не только на следование определенным правилам, но и на стимулирование
ребенка к экспериментированию, построению собственных вариантов игры. Расширяется
круг общения ребенка с миром взрослых и сверстников, при этом взрослый
воспринимается младшими дошкольниками как образец, с которого дети берут пример и
хотят быть похожими. Через игру воспитатель может сдружить детей, сплотить их,
выработать сознательную дисциплину.
В младшем дошкольном возрасте формируется новая форма общения с взрослым - общение на познавательные темы, которое первоначально включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.
В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача
воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть
малышам многообразие мира игры.