Ирина Морозова
Методическая разработка «Природа глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «ПРИРОДА- ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» выбрана нами не случайно.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Методическая разработка „Природа глазами ребенка“» размещена в разделах
Целью методической разработки является – создание методического пособия лэбпбук, для расширения знаний детей о многообразии деревьев, их строения, отличиях и особенностей, пользе для животных и человека.
Условия применения
- дети старшего- подготовительного возраста, воспитатели, родители.
-ознакомление с окружающим миром в рамках курса экологического воспитания
-методика о расширения знаний многообразия деревьев.
Актуальность
Большую роль в экологическом образовании и воспитании ребенка, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на занятии, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия деревьев изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа дошкольников в рамках экологических проектов. Ребята с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Природа- глазами ребенка» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, представить дерево своим другом.
Цель:Использования методического пособия – лэпбука для закрепления темы, осмысления содержания и проведения исследовательской работы о многообразии деревьев.
Задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о растительном мире.
• Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.
• Формировать представления о разнообразии видов деревьев в мире.
• Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
• Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности
• Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.
• Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.
Условия применения
- дети старшего- подготовительного возраста, воспитатели, родители.
- ознакомление с окружающим миром в рамках курса экологического воспитания
- методика о расширения знаний многообразия деревьев.
Средства
Формы и методы работы
С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;
С родителями – создание гербариев, помощь при изготовлении лэпбука с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение открытых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т. д.)
Наглядные пособия
Материалы на печатной основе
Игра «Деревья и листья» поможет детям запомнить названия деревьев и подобрать к дереву лист.
дети могут рассмотреть строение дерева, узнать, для чего дереву нужна каждая часть дерева (корни, ствол, ветки) как происходит рост и питание дерева.
Игра «Кому нужны деревья» поможет детям вспомнить, как дерево помогает животным в лесу.
Игра «Что делают из дерева» показывает какую пользу приносит дерево человеку.
Игра «Что нельзя делать на природе?» позволяет детям изучить правила поведения в лесу.
Игра «Разрезные картинки» поможет ребенку собрать картинку и узнать дерево.
Игра «Зима-лето» поможет детям узнать, какие изменения происходят с деревьями в разное время года.
Игра «Расскажи о деревьях» позволяет детям учиться составлять рассказ о деревьях по опорным схемам.
Стихи и пословицы о деревьях помогают выявить красоту и особенности деревьев.
Тематические раскраски направлены на развитие мышления и внимания дошкольников.
Раскраски помогут детям запомнить названия деревьев, выделить характерные черты каждого дерева.
И. Бунина «Листопад»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; В. Лескова «Лечебница под сосной»
Дидактические материалы:
- Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии,
слайды, аудио-видиоматериалы
- Дневники наблюдений.
-Таблички-указатели с названиями деревьев, контейнеров для сбора и хранения листьев, семян, плодов.
- Папки для гербариев, оборудование для труда.
- Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
- Консультация: «Играя, познаем природу»
Описание проекта
Создание лэпбука проходило в два этапа:
На первом этапе были выбраны: тема лэпбука «Деревья» Так как лэпбук - это не просто книжка или папка с картинками, а в первую очередь учебное пособие; он должен развивать и заинтересовывать детей. Поэтому, прежде чем подбирать дидактический материал, кроме диагностики, за детьми группы проводились наблюдения, обращалось внимание на интерес детей к определённым играм. Для поддержания интереса детей к лэпбуку и его содержанию был разработан план работы с детьми.
В содержание лэпбука были включены следующие формы работы с детьми:
Занятие: «Что мы знаем о деревьях?»
Исследования и эксперименты:
Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»
Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»
Изучаем корни:
«Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».
Игра «Деревья и листья»
Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»;
Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» :
Исследования и эксперименты:
Изучаем кору и ствол:
«Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др
Подвижные игры:
«Найди такой же лист»
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.
Составление описательных рассказов о дереве по опорным схемам.
Игра «Расскажи о деревьях»
Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…»
Настольно – печатные игры:
«Как зовут тебя, деревце?»;
ТрудЗаготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке.
Исследования и эксперименты:
Изучаем плоды и семена:
«Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».
Подвижные игры:
«Кто быстрее найдет осинку, березку и т. д»;
Занятие: «Деревья и кустарники на участке детского сада»
Беседа: «Сравнение деревьев, кустарников, цветов».
Дидактическая игра: «С какого дерева листик»;
Аппликация:
«Осеннее дерево»;
Чтение (восприятие художественной литературы)
В. Лескова «Лечебница под сосной»
Исследования и эксперименты:
Изучаем животных, птиц, связанных с деревом:
«Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?».
Труд Вывешивание кормушек для подкормки птиц.
Рассматривание иллюстраций «Что делают из дерева»
Исследования и эксперименты:
Изучаем почву:
«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»
Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес»
Занятие «Сохраним деревья»;
Составление рассказов о бережном отношении к дереву.
Дидактические игры «Хорошо – плохо»;
Словесная игра «Что нельзя делать на природе?»; «Что будет, если…»
Чтение (восприятие художественной литературы)
М. Михайлов «Лесные хоромы» Пословицы и поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Беседы: «Что нужно дереву?»
Исследования и эксперименты:
«Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Птицы в жизни разных деревьев»
Рисование «Осенний лес»
Наблюдение «Экскурсия к осенним деревьям»
Подвижные игры:
«Куда скажу, туда беги»;
Изготовление гербариясовместное участие детей и родителей «Деревья нашего края».
Рассматривание иллюстраций «Времена года».
Беседы Наблюдения за сезонными изменениями в жизни деревьев.
Исследования и эксперименты:
Изучаем почву:
«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»
Лепка
«Дерево»;
Изготовление лэпбука «Деревья»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Сюжетно – ролевая игра
«Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева».
Второй этап, непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
1. выбор темы;
2. обсуждение плана;
3. создание макета;
4. создание шаблона лэпбука;
1. Тема лэпбука
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Это хорошо подойдет для маленьких детей (дошкольников, для которых эти факты являются новыми.
Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. План
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:
1. развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
2. может проходить знакомство с терминологией;
3. использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;
4. может быть предложена работа с геометрическим материалом и т. п.
Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.
3. Макет
3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п.
Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Элементы могут быть такими:
• Кармашки. (обычные, Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т. д.)
• Конвертики обычные. Конвертики фигурные.
• Вращающиеся круги.
• Книжки простые. Книжка-гармошка.
• Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.
• Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).
• Полоса, сложенная в несколько раз.
4. Создание шаблона
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать. Например, я работала в Word.
5. Материалы и инструменты
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
• Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.
• Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги, но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
• Ножницы.
• Клей-карандаш для бумаги.
• Степлер.
• Скотч.
• Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.
Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.
Применение в педагогической деятельности
Лэпбук - это книга, которую собирает сами, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляем, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнитьопределенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Заключение
Мы с детьми в детском саду участвовали в эколого-образовательном проекте «Природа -глазами ребенка» по окружающему миру на начальном уровне. Было решено - создать лэпбук.
Лэпбук - это не только отличный способ выполнить исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у ребенка закрепления темы, осмысления содержания и проведения исследовательской работы о многообразии деревьев. Уточнить и расширить представления детей о растительном мире.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая ребенку не только систематизацию, закрепление и обучение знанию предмета, но формирование начал экологической культуры, интереса к живой природе, участия в поисково-исследовательской деятельностии обучая их беречь окружающий мир.
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде:
- информативен;
- полуифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно как с группой детей, так и индивидуально. (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Используемая литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.
Статьи из журналов
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
3. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
4. Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
5. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
7. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
Экологические игры
1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная
2. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.
4. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.
Источники информации:
https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/
https://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html
https://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei