Папки-передвижки

Методическая разработка «Природа глазами ребенка»

Ирина Морозова
Методическая разработка «Природа глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта «ПРИРОДА- ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» выбрана нами не случайно.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Публикация «Методическая разработка „Природа глазами ребенка“» размещена в разделах

Целью методической разработки является – создание методического пособия лэбпбук, для расширения знаний детей о многообразии деревьев, их строения, отличиях и особенностей, пользе для животных и человека.

Условия применения

- дети старшего- подготовительного возраста, воспитатели, родители.

-ознакомление с окружающим миром в рамках курса экологического воспитания

-методика о расширения знаний многообразия деревьев.

Актуальность

Большую роль в экологическом образовании и воспитании ребенка, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на занятии, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия деревьев изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа дошкольников в рамках экологических проектов. Ребята с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Природа- глазами ребенка» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, представить дерево своим другом.

Цель:Использования методического пособия – лэпбука для закрепления темы, осмысления содержания и проведения исследовательской работы о многообразии деревьев.

Задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о растительном мире.

• Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.

• Формировать представления о разнообразии видов деревьев в мире.

• Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

• Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности

• Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.

• Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.

Условия применения

- дети старшего- подготовительного возраста, воспитатели, родители.

- ознакомление с окружающим миром в рамках курса экологического воспитания

- методика о расширения знаний многообразия деревьев.

Средства

Формы и методы работы

С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;

С родителями – создание гербариев, помощь при изготовлении лэпбука с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение открытых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т. д.)

Наглядные пособия

Материалы на печатной основе

Игра «Деревья и листья» поможет детям запомнить названия деревьев и подобрать к дереву лист.

дети могут рассмотреть строение дерева, узнать, для чего дереву нужна каждая часть дерева (корни, ствол, ветки) как происходит рост и питание дерева.

Игра «Кому нужны деревья» поможет детям вспомнить, как дерево помогает животным в лесу.

Игра «Что делают из дерева» показывает какую пользу приносит дерево человеку.

Игра «Что нельзя делать на природе позволяет детям изучить правила поведения в лесу.

Игра «Разрезные картинки» поможет ребенку собрать картинку и узнать дерево.

Игра «Зима-лето» поможет детям узнать, какие изменения происходят с деревьями в разное время года.

Игра «Расскажи о деревьях» позволяет детям учиться составлять рассказ о деревьях по опорным схемам.

Стихи и пословицы о деревьях помогают выявить красоту и особенности деревьев.

Тематические раскраски направлены на развитие мышления и внимания дошкольников.

Раскраски помогут детям запомнить названия деревьев, выделить характерные черты каждого дерева.

И. Бунина «Листопад»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; В. Лескова «Лечебница под сосной»

Дидактические материалы:

- Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии,

слайды, аудио-видиоматериалы

- Дневники наблюдений.

-Таблички-указатели с названиями деревьев, контейнеров для сбора и хранения листьев, семян, плодов.

- Папки для гербариев, оборудование для труда.

- Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

- Консультация: «Играя, познаем природу»

Описание проекта

Создание лэпбука проходило в два этапа:

На первом этапе были выбраны: тема лэпбука «Деревья» Так как лэпбук - это не просто книжка или папка с картинками, а в первую очередь учебное пособие; он должен развивать и заинтересовывать детей. Поэтому, прежде чем подбирать дидактический материал, кроме диагностики, за детьми группы проводились наблюдения, обращалось внимание на интерес детей к определённым играм. Для поддержания интереса детей к лэпбуку и его содержанию был разработан план работы с детьми.

В содержание лэпбука были включены следующие формы работы с детьми:

Занятие: «Что мы знаем о деревьях?»

Исследования и эксперименты:

Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»

Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»

Изучаем корни:

«Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».

Игра «Деревья и листья»

Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»;

Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» :

Исследования и эксперименты:

Изучаем кору и ствол:

«Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др

Подвижные игры:

«Найди такой же лист»

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.

Составление описательных рассказов о дереве по опорным схемам.

Игра «Расскажи о деревьях»

Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…»

Настольно – печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце?»;

ТрудЗаготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке.

Исследования и эксперименты:

Изучаем плоды и семена:

«Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».

Подвижные игры:

«Кто быстрее найдет осинку, березку и т. д»;

Занятие: «Деревья и кустарники на участке детского сада»

Беседа: «Сравнение деревьев, кустарников, цветов».

Дидактическая игра: «С какого дерева листик»;

Аппликация:

«Осеннее дерево»;

Чтение (восприятие художественной литературы)

В. Лескова «Лечебница под сосной»

Исследования и эксперименты:

Изучаем животных, птиц, связанных с деревом:

«Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?».

Труд Вывешивание кормушек для подкормки птиц.

Рассматривание иллюстраций «Что делают из дерева»

Исследования и эксперименты:

Изучаем почву:

«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес»

Занятие «Сохраним деревья»;

Составление рассказов о бережном отношении к дереву.

Дидактические игры «Хорошо – плохо»;

Словесная игра «Что нельзя делать на природе; «Что будет, если…»

Чтение (восприятие художественной литературы)

М. Михайлов «Лесные хоромы» Пословицы и поговорки о деревьях.

Отгадывание загадок.

Беседы: «Что нужно дереву?»

Исследования и эксперименты:

«Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Птицы в жизни разных деревьев»

Рисование «Осенний лес»

Наблюдение «Экскурсия к осенним деревьям»

Подвижные игры:

«Куда скажу, туда беги»;

Изготовление гербариясовместное участие детей и родителей «Деревья нашего края».

Рассматривание иллюстраций «Времена года».

Беседы Наблюдения за сезонными изменениями в жизни деревьев.

Исследования и эксперименты:

Изучаем почву:

«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»

Лепка

«Дерево»;

Изготовление лэпбука «Деревья»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Сюжетно – ролевая игра

«Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева».

Второй этап, непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

1. выбор темы;

2. обсуждение плана;

3. создание макета;

4. создание шаблона лэпбука;

1. Тема лэпбука

1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Это хорошо подойдет для маленьких детей (дошкольников, для которых эти факты являются новыми.

Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:

1. развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;

2. может проходить знакомство с терминологией;

3. использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;

4. может быть предложена работа с геометрическим материалом и т. п.

Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

3. Макет

3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п.

Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Элементы могут быть такими:

• Кармашки. (обычные, Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т. д.)

• Конвертики обычные. Конвертики фигурные.

• Вращающиеся круги.

• Книжки простые. Книжка-гармошка.

• Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.

• Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).

• Полоса, сложенная в несколько раз.

4. Создание шаблона

Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать. Например, я работала в Word.

5. Материалы и инструменты

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

• Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.

• Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги, но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.

• Ножницы.

• Клей-карандаш для бумаги.

• Степлер.

• Скотч.

• Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.

Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.

Применение в педагогической деятельности

Лэпбук - это книга, которую собирает сами, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляем, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнитьопределенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Заключение

Мы с детьми в детском саду участвовали в эколого-образовательном проекте «Природа -глазами ребенка» по окружающему миру на начальном уровне. Было решено - создать лэпбук.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у ребенка закрепления темы, осмысления содержания и проведения исследовательской работы о многообразии деревьев. Уточнить и расширить представления детей о растительном мире.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая ребенку не только систематизацию, закрепление и обучение знанию предмета, но формирование начал экологической культуры, интереса к живой природе, участия в поисково-исследовательской деятельностии обучая их беречь окружающий мир.

В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде:

- информативен;

- полуифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно как с группой детей, так и индивидуально. (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

Используемая литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.

Статьи из журналов

1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

4. Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

5. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.

6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

7. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

Экологические игры

1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная

2. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.

4. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

https://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

https://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Социальный мир глазами ребенка» II. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Социальный мир глазами ребенка».

Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Быть привлекательным, обладать личным обаянием, обрести уверенность в себе, разве к этому.

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка на тему «Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе» Подготовила: Тадтаева З. Э МБДОУ Детский сад №35 г. Крымск Готовность ребенка к школе это комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен.

Методическая разработка проекта по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста. ___ План:.

Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» с. Сизябск Методическая разработка по экологическому направлению.

Проект «Космос глазами ребенка» Проект «Космос глазами ребенка» Полёт апрельский небо озарил, рывок Земли в космические дали. Гагарин первым подвиг совершил приблизив то,.

Проект по экологии «Природа родного края глазами детей»Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интел-лектуального,.

Эссе «Мир глазами ребенка с проблемами в развитии» Ребенок с проблемами в развитии. для каждого из нас это звучит печально. Данное словосочетание сразу представляется нам синонимом к термину.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Природа глазами ребенка»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 17:10
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Природа глазами ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Морозова (УИ 309228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД