Лучший педагог года

Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя»

Любовь Вокуева
Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» с. Сизябск

Методическая разработка по экологическому направлению

«Реки и горы, леса и поля, все это природа –матушка моя».

(для педагогов дошкольных учреждений района)

Разработка: воспитатель Иванова

Светлана Эльбрусовна

с. Сизябск

Публикация «Методическая разработка по экологическому направлению „Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя“» размещена в разделах

Актуальность

2017 год в стране объявлен годом экологии. Назначение подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.

И я решила на кустовом методическом объединении провести КВН с педагогами по экологическому воспитанию.

Целью моей работы является развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в вопросах экологии, активизация мыслительно-поисковой деятельности воспитателей.

Подготовительный этап:

1)Подобрать картины известных художников о природе.

2)Подготовить отрывки из сказок, педагогические задачи.

3)Создать дидактическую игру «Каким деревьям принадлежат семена».

4)Сделать 3 «черных ящика».

5)Изготовить жетоны.

Правила: Для проведения игры-викторины формируются 3 команды (по жеребьевке) и воспитатели придумывают название своей команды. Перед ответом на вопрос капитан команды поднимает руку.

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов. (Жюри оценивает ответы и подводит итоги)

Ход.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу с вами КВН по экологическому воспитанию. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.

Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.

Наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир природы вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Хотелось бы, чтобы девизом нашего КВН стали слова Вадима Шефнера из стихотворения

«Человек»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Итак, сейчас я вам предлагаю разделиться на три команды

Конкурс №1 «Разминка».

Командам задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

6. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

7. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

8. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

9. Великий русский полководец А. В. Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

10. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

11. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

12. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Конкурс №2 «Загадки-иллюстрации»:

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого.

«Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана.

«Грачи прилетели» — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова.

(угадать название и автора)

Конкурс №3. «Путешествие в мир сказок».

Из каких сказок эти отрывки?

«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями! Стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).

«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П. П. Бажов. «Каменный цветок»)

«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»)

«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В. П. Катаев. «Цветик- семицветик»).

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)

Конкурс №4. «Педагогические задачи по вопросам экологического воспитания»

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Каждая команда вытягивает по 3 задачи и отвечает.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это что еще за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7. Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

9. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Конкурс № 5 «Как растения и животные предсказывают погоду»

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию)

Ворона кричит зимой –(к метели)

Лягушки квакают –(к дождю)

Воробьи в пыли купаются –(к дождю)

Около луны звезда народилась –(к потеплению)

Собаки катаются – (к пурге)

Паук усиленно плетет паутину –(к сухой погоде).

Уж на дороге греется –(перед дождем)

Стрижи, ласточки низко летают –(дождь предвещают)

Из березы течет много сока –(к дождливому лету)

С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Конкурс № 6 «Каким деревьям принадлежат семена»

Каждой команде выдаются по пять карточек с изображением семян и деревьев. Карточки необходимо соединить попарно. Время на обдумывание 1 минута.

Конкурс № 7 «Малиновки заслышав голосок.».

Командам необходимо угадать песни о природе.

Песни:

1. Песня о неразделенной любви двух разных древесных пород. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3. То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5. О превратностях жизни насекомых. (В траве сидел кузнечик)

6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о неэкологичном поведении в отношении дерева. (Во поле берёза стояла)

8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

Конкурс № 8 «Черный ящик»

Ведущий предлагает на выбор три черных ящика разных по размеру, читает загадку. Команда должна угадать, что в черном ящике.

1. Зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко

Под кустом … (Картошка)

2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Ведущий: это был последний конкурс нашего КВН, пора подвести итог, посчитать жетоны. А пока жюри совещаются, я предлагаю вам поиграть в «Книгу рекордов природы»

Конкурс № 9 «Книга рекордов природы».

- Самый длинный язык у (хамелеона)

- Самые умные животные… (дельфины)

- Самое сильное обоняние у (бабочки)

- Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)

- Лучше всех слышит (сова)

- Самый зоркий. (беркут)

- Чемпионы по долгожительству (черепахи)

-Самые зубастые (акулы)

- Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)

- Самое крупное животное на планете (кит)

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для вас полезна и интересна. Я буду рада, если вы нашли для себя что-то новое, познавательное, если у вас появилось желание ещё больше узнать о природе.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Публикации по теме:

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Методическая разработка «Игра — это здорово» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» «Игра - это здорово!» Подвижные игры для подготовительной.

Фотозарисовка «Это все мое родное, это Родина моя!»Фотозарисовка «Это все мое родное, это Родина моя!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня предлагаю Вашему вниманию фотозарисовку "Это все мое родное, это.

Методическая разработка «Мамочка милая моя» Сценарий совместной досуговой деятельности, посвященный Дню Матери Цель: Приобщать родителей и детей к совместному эмоционально-значимому.

Технологическая карта занятия «Леса и реки Ставрополья» Цель: формирование бережного отношения к природе, в частности, к лесам и рекам нашего края и города, посредством познавательно-исследовательской.

Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2122 МЕТОДИЧЕСКАЯ.

Методическая разработка по экологическому воспитанию для воспитателей детского сада Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели.

Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии «Природа — моя подруга»Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии «Природа — моя подруга» етодическая разработка познавательно-развивающей игры – занятия по экологии «Природа – моя подруга» Работу выполнила: Воробьева.

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию «Весна» "Весна" Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: 1. Развивать умение сравнивать различные периоды весны, 2. Продолжать.

Программа «Природа и мы». Методическая разработка по теме: «Ознакомление старших дошкольников с родной природой» Пояснительная записка. В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой. Земля – наш дом! Но человек не всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 10:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Вокуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД