Получи документы

Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком»

Ефимова Елена
Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком»
▼ Скачать + Заказать документы

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2122

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ЦЫПЛЕНКОМ»

Ефимова Елена Владимировна

Музыкальный руководитель,

ГБОУ Школа №2122,

efimova_2009@mail.ru

8 926 316 46 80

Москва, 2018

Оглавление

Публикация «Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию, Внеурочное занятие в ДОУ „Путешествие с Цыпленком“» размещена в разделах

I. Введение

II. Основная часть.

1. Предварительная работа

2. Материал для занятия

3. Активный словарь

4. Ход занятия

-приветствие «Здравствуй Цыпленок»

-сюжетно – ролевая игра «Цыплята»

- песня «Песенка Цыпленка»

- рассуждения о том, откуда берутся цыплята

- слушание «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского

- рассуждения о музыкальных изобразительных средствах музыки

- видео «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского

- групповое рисование птенцов под музыку

III. Выводы

IV. Заключение

V. Список использованной литературы

VI. Ссылки в сети интернет

I. Введение

«Послушай — музыка вокруг, она во всем, в самой природе, и для бесчисленных мелодий, она сама рождает звук.»

Маргарита Ивенсен.

Общеизвестно, что музыка воздействует на сознание человека, она является символическим выражением духовных и социально-психологических тенденций своего времени. На основе индивидуального и общественного опыта в виде мнений, знаний, концепций и т. п. формируется экологическое сознание, которое создает свои ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы. Качественный уровень личного духовного развития каждого человека находит отражение в категории «экология души». Причем уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т. е. духовной чистоты. «Растет то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы» (Гете И. В.). Музыка выступает при этом как носитель духовных ценностей.

Музыка способствует экологическому воспитанию детей. Через музыку мы приобщаем детей к миру прекрасного, учим любить природу и познавать ее, бережно и заботливо относиться ко всему живому.

“Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы” (Л. Павлова).

Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, с удовольствием слушают музыку, узнают ее, радуются знакомым, понравившимся пьесам и песням. У дошкольников развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, природе. Музыка влияет на воспитание художественного вкуса, развивает эстетические свойства личности ребенка. Педагог пользуется музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирование его личности.

На музыкальных занятиях слушание музыки П. И. Чайковского из цикла “Времена года” вызывает эстетическое переживание пробуждения природы. Русская народная песня “Во поле береза стояла” формирует бережное отношение к деревьям, лесу. Слушание пьес “Полет шмеля” муз. Римского-Корсакого и “Танец бабочек” муз. Красева напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз. Гречанинова прививают любовь к животным, способность к состраданию.

Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Музыкальное занятие — сложнейший вид педагогической деятельности. При планировании музыкального занятия основной задачей стоит обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, пение, музицирование. При планировании содержания музыкального занятия педагог предусматривает:

- правильное распределение физической, умственной и эмоциональной нагрузки.

- последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.

- связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.

- возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.

- соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают обучение детей по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одно из которых - музыкальное занятие.

Цель музыкального занятия: создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста через развитие творческих способностей и развитие личностно значимого отношения к природе.

Задачи музыкального занятия:

- создавать условия для развития творческого самовыражения через ознакомление с окружающим миром и музыкально-художественную деятельность.

- Учить детей доброте и бережному отношению к природе, используя художественное слово, изобразительную и игровую деятельность, музыку и движение.

- формировать представления о неразрывной связи человека с природой.

- закрепить знания детей о цыплятах, о появлении цыплят из яйца, о невылупившихся птенцах, цыпленок - птенец курицы и петуха.

- создать ситуацию успеха, вызвав чувства радости и удовольствия от участия в музыкальных играх, музицировании, рисовании.

II. Основная часть.

Каждый компонент имеет продолжительность 5-15 минут и является не обособленным блоком, а логически последовательной реализацией общего замысла музыкального занятия.

Предварительная работа: разучивание игры «Цыплята» (разучивание игры, подбор костюма Курочки и цыплят, песни «Песенка Цыпленка» (разучивание: слов песни, роли Цыпленка-крошки, братиков и сестренок цыпленка, Солнышка. Разучивание ритмического рисунка припева песни.).

Материалы: игрушка Цыпленок, Курочка (грелка на чайник, шапочка курочки, желтые платки – для цыплят, яйцо, маленький птенчик для яйца. Столы для рисования, краски, кисточки, баночки с водой, шаблоны цыплят братиков и сестренок. Музыкальный центр, видеопроектор. Аудио/видео «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского. Портрет М. П. Мусоргского.

Активный словарь: Песня, танец, балет, композитор, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, художник.

Ход музыкального занятия:

Дети входят в зал и встают в круг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (пропевает Т3- вверх)

Дети: Здравствуйте! (пропевают Т3 - вниз)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, коробка лежит. Вы принесли? Может быть гости? Откроем её, посмотрим, что внутри лежит? (открывают коробку)

Дети: цыпленок

Музыкальный руководитель: Давайте с ним поздороваемся. «Здравствуй цыпленок!» (Задание пропеть – грустно, жалобно, весело)

Музыкальный руководитель: Дети, Цыпленок что- то говорит мне: «Он потерялся и ищет свою семью».

Поможем цыпленку отыскать его семью? (ответы детей)

А кто же папа/мама цыпленка?

Дети: Петух/Курочка

Петуха и курочку прикрепить на доску.

Музыкальный руководитель: А вот и курочка (вынести шапочку курочки)

игра Цыплята

Правила игры: Дети – «Цыплята» (одевают желтые платки-крылышки) идут за Курицей-наседкой (ребенок – одевает шапочку курочки). Курица идет с цыплятами гуляет, зернышки собирает, и т. д. движения выполняются по тексту.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки -

Желтые цыпятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Музыкальный руководитель: Мама нашлась! Чтобы птенчика развеселить споем ему песню!

Песенка Цыпленка (инсценировка) - муз. В. Алексеева слова М. Фроловой

1 куплет.

Радостную песенку Дети идут по кругу

Пел цыпленок-крошка.

Пел цыпленок весело,

Бегал по дорожке.

Припев:

Цып-цып! Пи-пи-пи! Цып-цып (2 хлопка в ладоши). Пи-пи-пи – 3 раза

Цыпа-цыпа! Пи-пи-пи! по коленкам.

Цып-цып! Пи-пи-пи!

Цыпа-цыпа! Пи-пи-пи!

2 куплет.

И цыплята-братики Дети идут по кругу

Тоже прибежали.

В ярких красных бантиках,

Хором запищали.

Припев: тот же движения припева повторяются

3 куплет.

Даже солнышко встает, Дети идут по кругу

Жмурится спросонок,

Чтоб услышать, как поет

Песенку цыпленок.

Припев: тот же. движения припева повторяются

(После песни дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель: Ребята, птенчик мне рассказывает, что ему очень понравилась «Песенка Цыпленка», но он скучает по своим братикам и сестренкам, еще не вылупившимся птенцам. Как вы думаете, где живут не вылупившиеся птенцы?

Дети: в яйце.

Музыкальный руководитель: Наша Курочка (грелка на чайник) кудахчет – «несет» яичко. (Музыкальный руководитель поднимает курицу, под ней яйцо).

Вот какое яичко снесла курочка. (Загадывает загадку и показывает все происходящее в ней.)

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

Кто это? (Цыпленок) (К. Чуковский)

Музыкальный руководитель: А сколько цыплят может быть в яйце? (один, редко два)

Музыкальный руководитель: А композитор Модест Петрович Мусоргский (портрет композитора показать) знал не только где живут птенцы, но и что они там делают. Он сочинил целую историю про невылупившихся птенцов. Хотите послушать?

Музыкальный руководитель: А ты, пушистенький птенец, хочешь послушать? ААА. это твой любимый композитор и любимая история, здорово!

Тогда давайте настроимся на тишину, и послушаем музыку. А слушая, будем представлять, какие это птенцы грустные или веселые, что они делают, какое у них настроение.

Дети слушают «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Вам понравилась музыка? О чем вам рассказала музыка? (ответы детей)

Каких птенцов изобразил композитор? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Верно. Невылупившимся птенцам весело, они смешные и неуклюжие. Вы правильно определили характер музыки. А какой жанр произведения: песня, танец, марш?

Дети: Танец

Музыкальный руководитель: верно, это танец. И произведение называется «Балет невылупившихся птенцов, а кто же тогда танцует, ребята? Ведь птенцы еще не вылупились.

Показать яйцо.

Музыкальный руководитель: да танец яиц или птенцов, которые до конца не вылупились из яиц.

А как вы думаете, птенцы в яйцах все одинаковые?

Посмотрите друг на друга, вы одинаковые? Вы все разные. И характеры у всех очень разные. вы тоже все не похожие, все разные. Как нам музыка показала это? Давайте еще раз не только посмотрим, но посмотрим видео «Балета невылупившихся птенцов». И каждый придумает свою историю про птенца.

Повторное слушание.

Видео «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского.

Дети рассказывают свои истории.

Музыкальный руководитель: наш птенец очень рад, ведь у него столько братьев и сестер появилось, благодаря музыке и вашим историям. А теперь, давайте нарисуем птенцов. Подойдите к столам, возьмите понравившегося цыпленка и оживите его цветом.

(Дети подходят к столам, на которых лежат карандаши и шаблоны рисунков цыплят)

Начинайте рисовать, а я включу музыку. Пока звучит музыка, вы будите рисовать, она будет вам помогать. Музыка закончится, и вы закончите рисовать птенцов.

Дети под музыку рисуют. Кто нарисовал птенчика, поставьте на доску и садитесь.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Какие красивые рисунки у вас получились.

Музыкальный руководитель: Ты доволен птенец? У тебя радостное настроение?

У тебя птенчик теперь есть семья: папа, мама, братики и сестренки.

Дети, а вам понравилось путешествие с Цыпленком? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)

Наше путешествие подошло к концу. И я прощаюсь с вами. Прошу вас возьмите с собой ваши замечательные рисунки. До свидания!

Дети: До свидания!

выходят из зала.

Вывод.

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевание, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, а также в доступной игровой форме обучаются игре на музыкальных инструментах.

Заключение.

Воспитание ребенка через общение с музыкой, с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время музыкальных занятий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять. Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.

Список использованной литературы.

1. Куликовская И. Э. Технология интегрированного праздника. - М. : Учитель, 2003.

2. Куревич О. А. Синтез искусств. - М., 2003.

3. Легасти де Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 2000.

4. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. - Санкт-Петербург: Акцидент, 1998.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 2001.

6. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. - М., 2004.

7. Митина Н. А. К проблеме экологии музыки // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/75/12826/

Ссылки в сети интернет:

https://jliza.ru/struktura-muzyikalnogo-zanyatiya.html

https://www.youtube.com/watch?v=v4kgkdoGjyw

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому образованию и воспитанию «Как Снеговик правду о весне искал» Конспект занятия по экологическому образованию и воспитанию средняя группа «Как Снеговик правду о весне искал» Выполнила: воспитатель.

Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ Содержание Введение….…. …3 Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности…. …. 4 Глава 2. Работа с воспитанниками.

Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию «Приключения Лешего и Кикиморы» для детей 5–7 лет Автор: Блюм Людмила Леонидовна - Воспитатель МБ ДОУ № 11 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое.

Методическая разработка «Интеллектуально-познавательные игры в начальной школе во внеурочное время» Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6» Учитель: Кудрявцева Л. Г I. Введение Данная тема.

Методическая разработка по экологическому воспитанию для воспитателей детского сада Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели.

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ «Наши младшие друзья» в старшей группе Методическая разработка по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ «Наши младшие друзья» в старшей группе. Цель: Развивать творческое.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Экологический суд над человеком» «Экологический Суд над Человеком». Театральная постановка Цель: Создание условий для формирования экологической грамотности и культуры.

Методическая разработка танцев для ДОУ МКДОУ «Кетовский детский сад №2» «Веселый каблучок» Музыкальный руководитель: Басалаева А. А. Музыка - самое яркое, эмоциональное,.

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Ветер-невидимка»Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Ветер-невидимка» Хочу вам представить занятие, которое проводила с детьми. В этом году мы работаем с проектом "Природа-мы твои друзья". Именно в дошкольном.

Разработка конспекта по экологическому воспитанию «Вода — помощница» Цель: учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывать причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком»
Опубликовано: 16 августа 2018 в 16:40
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком»» (включая файлы) размещена пользователем Ефимова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД